В ходе конференции Software Development Best Practices Moscow 2007, которая в начале апреля состоялась в Москве, встречу с журналистами провел директор по стратегии группы венчурного финансирования компании IBM Эндрю Кларк. Подход IBM к работе с венчурной индустрией в корне отличается от того, что делают другие крупные компании, такие как Intel или Cisco со своими фондами Intel Capital и Cisco Ventures, поскольку IBM не вкладывает собственные деньги в молодые развивающиеся компании.

Подразделение Venture Capital Group, в котором работает Кларк, занимается налаживанием связей с профессиональными венчурными инвесторами по всему миру. Оно было образовано в 2000 году и с тех пор установило контакты с более чем 1300 венчурными капиталистами.

Не покупая доли в перспективных фирмах, IBM вместе с венчурными капиталистами участвует в процессе взращивания этих компаний. Цель данного процесса — создать постоянный поток будущих стратегических партнеров IBM, через которых предполагается вести продажи продукции корпорации, что и должно принести отдачу в перспективе (в настоящее время через партнеров осуществляется более 40% бизнеса IBM).

Вместо денег потенциальные партнеры получают от IBM доступ к технологиям и оборудованию, в том числе к вычислительным комплексам, на которых можно протестировать то или иное инновационное решение, консультации в области маркетинга и контакты с перспективными клиентами. Последние, возможно, не захотели бы даже разговаривать с молодой компанией, если бы рядом с ней не стоял такой гигант, как IBM.

Ввиду того, что подобные взаимоотношения со «стартапами» достаточно сложно формализуемы, они в основном строятся на взаимном интересе и доверии. В ряде случаев стороны подписывают соглашения о конфиденциальности, если речь идет о знакомстве с какими-то закрытыми технологиями, но в целом для IBM достаточно уже того, что венчурный капиталист решился инвестировать в компанию.

Нахождение венчурного капиталиста рядом с крупной корпорацией играет ему на руку. Для фонда из США или Европы крайне сложно работать в России, оценивать компании, находящиеся здесь, отслеживать их развитие после получения инвестиций. Возможно, именно поэтому некоторым российским молодым компаниям было проще самим переехать в Кремниевую долину и искать деньги, находясь уже там.

Нахождение рядом с получателем венчурных денег глобальной компании дает инвестору дополнительную уверенность. А кроме того, если инновация изначально разрабатывается для использования в экосистеме крупного вендора, это дает некоторую гарантию ее последующей востребованности.

IBM работает с венчурной индустрией, которая так или иначе связана с Россией, уже три года, однако за это время было установлено лишь несколько контактов. По словам Кларка, компания намерена активизировать деятельность на этом направлении в ближайшее время. Но IBM не ставит перед собой количественных целей, и критерии успешности ее деятельности являются качественными. Поэтому если компании удастся найти в России хоть несколько хороших стартапов, из которых можно вырастить партнеров, то и это будет успехом.