«Директор информационной службы»

Российский Рынок малых и средних предприятий требует развития конкуренции, наличия реальных альтернатив. SAP со своим пакетом SAP Business One обладает достаточными ресурсами для их создания, необходимо только учитывать специфику менталитета отечественного предпринимателя, успевать за очень динамичным законодательством РФ и объективно оценивать конкурентовКомпании SAP и «Кречет Консалтинг» провели семинар «Решение SAP Business One. Технологии и практический опыт внедрения». Названный программный продукт за рубежом занимает нишу, заполненную на отечественном рынке преимущественно продукцией компании «1С». Одна программная система реализует ИТ-поддержку практически всех основных бизнес-процессов небольшого предприятия. В состав решения входят, в частности, подсистемы управления отношениями с клиентами, управления сбытом и управления затратами с элементами бюджетирования.

По данным SAP, в России имеется более 150 ее внедрений; из них четыре осуществлены «Кречетом» за последние два года.

Что привлекает и что настораживает потенциальных пользователей этой системы? Судя по реакции собравшихся представителей отечественного малого и среднего бизнеса, безусловным плюсом предложения является его интегрированный характер, что позволяет «закрыть» большинство потребностей одним программным продуктом. Интерес вызывает также поддержка анализа работы сотрудников, благодаря чему можно, вводя различные метрики по желанию клиента, контролировать их работу и формировать управленческие воздействия с упреждением. В то же время система предполагает высокую культуру работы персонала. Так, каждый сотрудник должен самостоятельно регистрировать совершенные в ходе работы с клиентами действия, такие как телефонные звонки. Это вызывает известную долю скепсиса, поскольку не гарантирует защиты от подлога. С другой стороны, богатые возможности распределения прав позволяют гарантировать отсутствие несанкционированных изменений. В целом же CRM-функционал достаточно богат для предприятий малого бизнеса, для того чтобы проконтролировать все этапы прохождения сделок. Дополнительную функциональность и удобство работы обеспечивает интеграция с приложениями Microsoft, в частности с Microsoft Outlook.

Вопросы участников семинара выявили основные факторы, сдерживающие проникновение на отечественный рынок этого программного продукта. Прежде всего, в отличие от, например, продуктов «1С», у SAP Business One отсутствуют специализированные конфигурации для отраслевых вертикалей, что удорожает и удлиняет внедрение. Кроме того, спецификой отечественного малого бизнеса является стремление иметь ощущение полного контроля над ситуацией. Большим плюсом любого бизнес-приложения в данном случае являлась бы возможность, пусть даже теоретическая, иметь доступ к элементам бизнес-логики и модифицировать их с минимальными издержками. Между тем в Business One заложена достаточно жесткая бизнес-модель, которая допускает в основном интерфейсные настройки, например, можно управлять форматом отчетов. Нестандартные действия, столь популярные у небольших отечественных предприятий, затруднены. К примеру, допустимый «у нас» откат утвержденных документов, здесь попросту невозможен; приходится использовать технику корректирующих документов. Предложение провести реинжиниринг бизнес-процессов воспринимается как совет «выстроить бизнес» под внедряемую систему, а потому большого энтузиазма не вызывает.

Вообще, по мнению представителей компании «Кречет Консалтинг», настроек в приложении немного, а гибкость работы достигается за счет модификации кода в ходе внедрения и послепродажного обслуживания. При этом необходимость периодически приглашать квалифицированного специалиста также вызывает настороженную реакцию — час работы программиста «Кречета» стоит около 1,5 тыс. рублей, а отсутствие демо-версий не позволяет заранее оценить необходимый объем работ. Следует отметить, что подобная политика послепродажного обслуживания чревата рисками для интегратора. Опыт внедренцев «1С» показывает, что после завершения внедрения клиенты нередко склонны переманивать к себе программистов, участвовавших в проекте, и у многих партнеров «1С» в связи с этим возникали кадровые проблемы.

Для того чтобы получить доступ к обучению (примерно 50 евро в час), необходимо осуществить минимально возможное приобретение двух лицензий (стоимость одной лицензии составляет около 1,5 тыс. евро).

Тем не менее SAP Business One мог бы составить конкуренцию занимающим практически монопольное положение программным продуктам «1С» (показательно, что среди основных вопросов гостей семинара был вопрос о возможности интеграции двух этих решений). В частности, для продвижения продуктов наподобие Business One необходимо максимально упростить доступ к обучению, сделав его повсеместным и дешевым, за минимальные деньги распространять документацию к системе и обязательно сформировать пул сертифицированных вертикальных решений для различных бизнесов, возможно, за счет усилий партнеров.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями