Рост требований заказчиков стимулирует развитие бизнеса системных интеграторов

Российский рынок информационных технологий характеризуется ростом спроса на создание комплексных систем, обеспечивающих поддержку требований развивающегося бизнеса. Такие системы, используемые ранее в основном работающими в нашей стране зарубежными компаниями, а также крупными финансовыми институтами, становятся ныне неотъемлемым атрибутом предприятий различных областей экономики.

Формирование холдинговых и региональных структур, а также другие аспекты быстрого развития и изменения бизнеса приводят к необходимости внедрения интегрированных корпоративных информационных систем и бизнес-приложений, требующих решения вопросов унификации, консолидации и масштабируемости ИТ-инфраструктуры.

Рост квалификации и потребностей заказчиков стимулирует развитие бизнеса системных интеграторов, реализующих проекты построения и модернизации информационных систем и создающих необходимые для их работы инфраструктурные решения. Представители некоторых из этих компаний высказали свое мнение о развитии данного сегмента рынка и сложившейся ситуации.

Требования заказчиков

«Наибольшее число проектов, обусловленных ростом и структурными преобразованиями компаний-заказчиков, связаны с расширением их филиальных сетей, слияниями компаний, созданием или модернизацией корпоративной ИТ-инфраструктуры, внедрением центров обработки данных и наращиванием их производительности», — подчеркнул Руслан Заединов, заместитель директора департамента вычислительных систем компании «Крок».

«Все изменения в бизнесе компании-интегратора определяются практически двумя причинами — глобальными изменениями рынка и преобразованиями бизнеса наших заказчиков», — считает Ирина Горбачева, директор управления по маркетингу корпоративных клиентов компании «АйТи».

 С ней согласен Денис Матвеев, заместитель директора департамента технического маркетинга и поддержки продаж компании «Микротест»: «Конкуренция на рынке системной интеграции достаточно высока, поэтому необходимо полностью ориентироваться на потребности заказчиков. Удержание ‘старых’ и привлечение новых клиентов достигается за счет расширения портфеля предложений и номенклатуры востребованных услуг».

К таким услугам в «АйТи» относят, в частности, аутсорсинг. Спрос на этот вид сервиса стимулировали западные компании, для которых работа с аутсорсерами — привычная практика. В настоящее время начали «входить во вкус» и российские организации, стремящиеся оптимизировать расходы и управление.

«При возрастании числа и уровня сложности проектов такие меры количественного характера, как увеличение штата специалистов, помогают лишь до определенного момента. В дальнейшем необходимо производить качественные изменения, оптимизировать и повышать эффективность ведения проектной деятельности, менять методы управления проектами и людьми», — подчеркивает Денис Голубев, руководитель экспертной группы отдела проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет».

В компании «ТехноСерв А/С» ежеквартальный прирост затрат на специализированное обучение составляет не менее 10%. Выполнение работ с использованием недавно появившихся продуктов и предоставление решений и услуг на их основе приводит к необходимости проведения значительной части обучения специалистов за рубежом.

В компании для многих внутренних процессов реализован механизм заключения соглашений об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA). Премирование значительной части сотрудников осуществляется на основе ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicator, KPI). Наряду с этим обеспечен значительный уровень автоматизации процедур управления проектами.

«Мы заметно расширили функциональность собственной ERP-системы, улучшили управленческий учет, ввели в действие службу управления качеством», — подчеркнул Александр Замятин, директор департамента информационных и телекоммуникационных технологий «ТехноСерв А/С».

В компании «Крок» разработанные для заказчиков решения часто используются для собственных нужд, как в пилотном, так и в постоянном режиме. К примеру, введены в действие служба Help Desk, система управления бизнес-процессами, обеспечивается выделение по требованию виртуализированных информационных ресурсов, функционирует корпоративный портал.

Примером организационных преобразований, оказывающих существенное влияние на повышение качества деятельности компаний-интеграторов и квалификации персонала этих организаций, может служить создание многими из них центров компетенции, поддерживающих различные направления деятельности. Так, в этом месяце об открытии одного из таких центров, Центра телекоммуникационных решений, объявила компания «Открытые технологии».

Региональная экспансия и кооперация

По словам Матвеева, еще одним шагом, направленным на удовлетворение возрастающих запросов заказчиков, является создание собственных офисов в регионах и совместных офисов с локальными ИТ-компаниями. Рост партнерской сети позволяет предоставлять на местах ИТ-услуги, осуществлять оперативное взаимодействие с заказчиками, охватывающее документооборот, сервисную поддержку, логистику.

В «АйТи» поясняют, что филиальная сеть компании сформировалась главным образом благодаря тому, что она «следовала в регионы за своими крупными заказчиками», запросы которых стимулировали также расширение портфеля продуктов.

Существовавшая ранее проблема распределения работ между «центральными» и местными интеграторами, при решении которой отмечались случаи несоблюдения интереса последних, уходит в прошлое. По мере становления рынка партнерские отношения входят в более цивилизованное русло.

В «Микротесте» считают, что сегодня ни одна компания не может «закрыть» все сегменты реализации проектов собственными силами. Поэтому такие задачи, как инсталляция структурированных кабельных систем или создание некоторых подсистем промышленной автоматизации, а также установка специализированного отраслевого оборудования, отдаются субподрядчикам.

Как полагают в «АйТи», на сегодняшний день практически нет крупных проектов, выполнение которых находится в руках одного интегратора, поскольку каждая такая компания тяготеет к определенной специализации. Крупные интеграторы борются за заказчика, тем не менее они успешно работают со своими коллегами в одной команде, где каждая из компаний несет ответственность за свой участок работы.

Такие интеграторы, как правило, стремятся выступать в качестве единственного исполнителя проекта или его генерального подрядчика. «ТехноСерв А/С», например, в большинстве случаев является единственным исполнителем проекта, примерно в 25% — генподрядчиком и работает на субподряде не более чем в 10% реализуемых проектов.

«Мы также работаем на субподряде, когда заказчик хочет привлечь независимых консультантов или консалтинговое агентство с мировым именем», — добавляет Заединов.

Однако бывают случаи, когда функции субподрядчика приходится выполнять и в связи с пожеланиями заказчиков, и в результате распределения работ между несколькими исполнителями проекта.

Формирование рынка

Несмотря на разноплановость примеров проектов, реализованных для быстрорастущих или укрупняющихся компаний, которые привели наши собеседники, их объединяют такие общие свойства, как предложение решений, обеспечивающих возможность масштабирования и динамической перенастройки создаваемых систем, которая предусматривается каждым проектом. «Одним из наиболее важных требований заказчиков является гибкость ИТ-инфраструктуры, характеризующая ее способность к изменениям в соответствии с потребностями бизнеса», — полагает Матвеев.

Это мнение подтверждается данными «АйТи», согласно которым доля инфраструктурных проектов, выполняемых с учетом масштабируемости и гибкости решений, составляет около 40% оборота компании. По статистике 2006 года, на один проект со вновь создаваемой системой приходилось примерно от четырех до пяти проектов модернизации.

В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция консолидации и оптимизации ИТ-ресурсов. Если еще несколько лет назад многие компании в основном закупали дорогостоящее оборудование, то сейчас они начинают серьезно задумываться о максимально эффективном его использовании. Перед ИТ-службами предприятий стоят задачи аудита, модернизации и повышения эффективности использования инфраструктуры, которые решаются практически во всех проектах, выполняемых системными интеграторами.

«Сегодня уже можно говорить о формировании отдельного сегмента ИТ-рынка, включающего в себя проекты по оптимизации и модернизации инфраструктуры», — считает Матвеев. Его отличительная особенность состоит в том, что для реализации подобных проектов требуется высокий уровень экспертизы компаний-интеграторов, способных предложить и внедрить решения с учетом максимального использования ресурсов, имеющихся у заказчиков.

Замятин полагает, что такой сегмент активно формируется и становится наиболее технологичной областью предлагаемых ИТ-услуг.

В «Кроке» достаточно часто выполняются проекты, реализующие требования масштабирования и динамической перестройки инфраструктуры. Это происходит, например, при слиянии организаций, когда необходимо выработать общую ИТ-стратегию, модернизировать инфраструктуру или создать территориально распределенную информационную систему. «Тем не менее отдельного сегмента ИТ-рынка, состоящего только из проектов для растущего бизнеса, как такового не существует, поскольку не может быть двух одинаковых проектов в этой области, — утверждает Заединов. — Однако в России прослеживается тенденция консолидации и развития бизнеса компаний, а значит, число проектов, связанных с модернизацией, укрупнением и распределением ИТ-систем, будет расти».

По мнению Голубева, количество заказчиков, готовых к реализации проектов, в которых требуется значительное масштабирование и динамическая перестройка инфраструктуры, и имеющих соответствующие бюджеты, невелико: «Такого сегмента еще нет, но, учитывая высокие темпы роста отечественного рынка, можно считать, что мы в начале формирования устойчивого спроса на подобные задачи».