Компания Oracle обвинила своего главного конкурента – SAP, в краже корпоративной собственности в особо крупных размерах. Немецкому производителю программного обеспечения предъявлен судебный иск, в котором утверждается, что корпорация SAP "похитила тысячи программных продуктов, защищенных законом об авторском праве, а также других конфиденциальных материалов, которые Oracle использовала при организации поддержки своих собственных клиентов".

 

Юридические претензии, изложенные на 44 страницах, были поданы в Окружной суд Северного округа штата Калифорния. Если верить этому документу, компания SAP вынашивала планы формирования "незаконной библиотеки из программного кода и прочих материалов, принадлежащих Oracle".

 

В Oracle считают, что наличие хранилища украденной интеллектуальной собственности Oracle позволяет SAP предлагать более дешевые услуги технической поддержки клиентам, у которых установлено программное обеспечение Oracle, и переманивать их на свою сторону. Пытаясь противодействовать "экспансии SAP, основанной на краже интеллектуальной собственности", корпорация Oracle решила подать судебный иск с требованием прекратить использование материалов, приобретенных незаконным путем, возместить причиненные убытки и оплатить стоимость судебных издержек.

 

Пресс-секретарь подразделения SAP Americas Билл Воль отказался комментировать обвинения. "Только что мы получили уведомление о подаче иска и опубликованный корпорацией Oracle пресс-релиз, - сообщил он. - В настоящее время мы изучаем материалы, и до тех пор, пока не ознакомимся с делом, намерены придерживаться стандартной политики SAP, не давая никаких оценок судебному процессу, который еще не завершен". Пресс-секретарь Oracle также отказывается комментировать судебный иск.

 

Сумма ущерба, причиненного Oracle, в судебном иске не называется.

 

Всего корпорации SAP предъявлено 11 обвинений, в том числе в нарушении федерального закона о компьютерном мошенничестве и злоупотреблениях (Federal Computer Fraud and Abuse Act) и закона штата Калифорния о компьютерном мошенничестве и получении доступа к данным (California Computer Data Access and Fraud Act), в недобросовестной конкуренции, в умышленном и непреднамеренном препятствовании извлечению конкурентом экономической выгоды, а также в преступном сговоре.

 

Конкурент в «клиентской шкуре»

 

Инициаторы иска утверждают, что "SAP систематически получает незаконный доступ к компьютерным системам поддержки Oracle своих клиентов и извлекает оттуда информацию... Во многих случаях неавторизованный доступ к защищенному паролями Web-сайту поддержки клиентов осуществляется с использованием клиентской учетной информации".

 

Указанные в судебном иске нарушения были выявлены в конце ноября 2006 года.

 

Дело против SAP отражает сложившуюся в последнее время тенденцию, в соответствии с которой независимые компании пытаются переманить клиентов на свою сторону, предлагая им услуги технической поддержки программного обеспечения дешевле, чем они стоят у непосредственного разработчика.

 

В судебном иске говорится, что "в процессе мониторинга своих систем в ноябре и декабре прошлого года специалисты Oracle выявили действия, которые не похожи на весьма ограниченную активность клиентов при получении ими авторизованного доступа. Сотрудники SAP использовали права доступа, срок действия которых уже истек или должен был истечь в ближайшее время, буквально через несколько дней. Входя в систему с такими учетными данными, они скопировали тысячи программных компонентов и материалов, связанных с технической поддержкой".

 

Под учетной записью одного из клиентов "специалисты SAP на протяжении четырех дней загружали в среднем 1800 информационных компонентов в день, тогда как у среднего клиента эта норма не превышает 20 компонентов в месяц. Другие подозрительные клиенты заходили на сайт Oracle и забирали оттуда программное обеспечение и материалы, связанные с технической поддержкой, уже после того как отказались от поддержки Oracle в пользу подразделения SAP TN".

 

"Можно привести множество примеров подобных действий, - говорится в судебном иске. - В том числе и более 10 тыс. случаев неавторизованной загрузки материалов для нескольких сотен различных программ".

 

Плата за стремление «быть похожей на SAP»

 

Загрузка осуществлялась с IP-адреса, зарегистрированного в городе Брайан (штат Техас) и принадлежащего филиалу SAP America и подразделению SAP TN. Специалисты SAP TN предлагают услуги технической поддержки приложений PeopleSoft и J.D. Edwards, принадлежащих сегодня корпорации Oracle. Мотивы для совершения действий подобного рода появились у SAP после приобретения корпорацией Oracle компании PeopleSoft в январе 2005 года.

 

"Мы так и не услышали от SAP ответа на новые деловые предложения Oracle, - отмечается в иске. - Сегодня клиенты SAP не только используют превосходное программное обеспечение баз данных Oracle. Помимо этого Oracle предлагает им корпоративные приложения с расширенным и более глубоким функционалом, которые конкурируют с программным обеспечением SAP.

 

Вместо того чтобы совершенствовать свои собственные продукты и предложения, в SAP думают о том, как бы навредить Oracle. Один из способов нанесения удара клиентской базе Oracle - и потенциального расширения собственной - заключается в приобретении и финансировании компании, которая объявит о более эффективной поддержке продуктов Oracle.

 

Главный аналитик компании Pund-IT Чарлз Кинг назвал подачу иска "весьма любопытной ситуацией". "В течение вот уже долгого времени Oracle упорно пытается представить себя в качестве компании, которая больше похожа на SAP, чем на классическую Oracle, - заметил он. - Корпорация SAP поставляет сегодня достаточно широкий диапазон комплексных решений для бизнеса. Именно это направление и стремилась отвоевать у нее Oracle путем совершения различных приобретений на протяжении последних нескольких лет".

 

По словам Кинга, для SAP база данных - лишь один из множества компонентов. Элемент, которому отводится роль технического фундамента. Что же касается Oracle, то компания начала свой путь именно с базы данных, и со временем там поняли, что специализация исключительно на базах данных ограничивает возможности дальнейшего развития. "Oracle отреагировала на изменение ситуации на рынке, добавив к числу своих приложений новые продукты, - отметил Кинг. - В результате она во многом стала похожа на SAP. Думаю, что в процессе реализации данной стратегии Oracle добьется немалых успехов".