Предприятиям среднего масштаба вполне по силам и по средствам внедрение ERP-системы Oracle E-Business Suite
Владимир Трясцин: «В ходе проекта обеспечен централизованный сбор информации и организован бюджетный контроль; без этого в условиях насыщенного и динамично развивающегося рынка управлять компанией немыслимо»

«Форс — Центр разработки» и Oracle провели конференцию, посвященную решениям по автоматизации деятельности инвестиционно-строительных и риэлторских компаний. Ключевым событием конференции стал рассказ об опыте создания информационной системы на базе Oracle E-Business Suite в компании «Пересвет-Инвест»; им поделился ее ИТ-директор Владимир Трясцин.

Компания «Пересвет-Инвест», созданная в 1995 году, занимается ведением инвестиционно-строительных проектов, продажей и арендой недвижимости, оказывает сопутствующие услуги в соответствии со своей специализацией.

Естественно, определенный уровень автоматизации в «Пересвет-Инвест» имелся и прежде. В компании были установлены «1С:Предприятие» и «1С:Зарплата и Кадры», управленческий и финансовый учет велся в Microsoft Excel. Для автоматизации документооборота использовались приложения Microsoft Office и система электронной почты, для решения ряда задач были разработаны самописные программы.

В 2004 году руководство «Пересвет-Инвеста» приняло решение о создании корпоративной информационной системы на базе промышленного программного обеспечения. Стратегическими целями проекта были названы: создание единого информационного пространства, повышение эффективности процесса продаж за счет автоматизации управленческого учета; построение эффективной модели управления и финансового планирования деятельности компании. Также автоматизации подлежали процессы управления проектами и персоналом.

Проанализировав состояние программного рынка, наиболее подходящим, хотя и с оговорками, в компании сочли решение Oracle E-Business Suite, дополненное рядом функций.

По словам Трясцина, выбор был обусловлен тем, что по своим функциональным возможностям, архитектуре и перспективам развития данная система наилучшим образом отвечала потребностям «Пересвет-Инвеста». Кроме того, для управления территориально распределенной компанией требовалось решение, основанное на Web-технологиях.

Внедрение E-Business Suite, как и доработка функциональной части, учитывающей специфику бизнеса, было заказано компании «Форс — Центр разработки».

Этап за этапом

Ход проекта был достаточно традиционен. На первом этапе специалисты «Форс — Центра разработки» провели обследование бизнес-процессов заказчика, определили архитектуру будущего решения и его функциональное наполнение. На втором этапе производилась первоначальная настройка финансовых модулей системы, проводилось согласование стандартных принципов управленческого учета, заложенных в E-Business Suite, с бизнес-процессами, принятыми в «Пересвет-Инвест», и их «наложение» на оргструктуру компании. На этом этапе был автоматизирован один из самых важных бизнес-процессов, связанный с выполнением платежей.

Параллельно шла разработка маршрутов утверждения документов, составлялся план счетов, определялись центры затрат. Была согласована процедура составления технико-экономического обоснования проектов и планирования бюджетов подразделений.

На третьем этапе проекта была создана система автоматизации учета расходов, доходов и материалов, ведения ТЭО проектов, баз данных клиентов и договоров, управления персоналом.

Построенное решение на 90% состоит из стандартных модулей E-Business Suite. Внедрены «Главная книга», «Кредиторы, закупки, склад», «Дебиторы и контракты», «Движение денежных средств», «Управление проектами», «Персонал». Дополнительный функционал разработали специалисты «ФОРС — Центр разработки».

Среди таких дополнений — модуль «Шахматка», позволяющий менеджерам получать данные о каждой квартире и работать с ними в процессе продажи, и модуль, автоматизирующий процесс технико-экономического обоснования внутренних проектов заказчика. Для удобства сотрудников «Пересвет-Инвест» пользовательский интерфейс последнего модуля сделан таким образом, чтобы он напоминал привычные таблицы Excel.

Также осуществлена интеграция с внешней бухгалтерской системой, используемой ранее в «Пересвет-Инвест». В настоящее время из продуктов «1С» организована выгрузка банковских выписок в E-Business Suite, автоматически производится сверка данных, обрабатываемых в ней и в бухгалтерской программе.

Если не брать во внимание подготовительную стадию проекта (анализ рынка, выбор решения и т. д.), то непосредственно внедрение заняло год. Примечательно, что ERP-система, обычно адресуемая крупному бизнесу, в данном случае была адаптирована к нуждам предприятия среднего масштаба. Трясцин отметил, что благодаря проведенному обучению в ходе проекта, ИТ-специалисты «Пересвет-Инвеста» получили необходимые знания для самостоятельного сопровождения системы.

В 2006 году в «Пересвет-Инвест» провели перестройку ряда служб, у компании появились удаленные офисы в других городах страны. Всем, как заверил Трясцин, очень понравилась возможность утверждения документов в электронном виде. К системе организован доступ мобильных пользователей.

Все включено

Участникам конференции было представлено еще одно решение для строительного рынка — Oracle J.D. Edwards EnterpriseOne. Этот продукт, в дополнение к традиционному для ERP-систем набору функций, имеет ряд тех, которые требуются именно для инвестиционно-строительных и риэлторских компаний (в частности, для управления самой недвижимостью, а также инвестициями в объекты недвижимости, строительством, продажами строительных объектов и т. п.).

Если «Пересвет-Инвесту» пришлось заказывать дополнительно разработку модуля «Шахматка», то в J.D. Edwards EnterpriseOne уже существует модуль Homebuilder, позволяющий в системе иметь полное описание квартир, из которых состоит здание, вплоть до марки сантехники и компании, ее установившей. Также есть возможность отслеживать статус объекта (продан/не продан). Кроме того, есть модуль, автоматизирующий процесс контроля платежей клиентов, имеется возможность делать прогноз технического обслуживания объекта недвижимости на пятнадцать лет вперед.

По словам старшего консультанта Oracle CIS по продажам J.D. Edwards EnterpriseOne Дмитрия Антропова, система способна функционировать на различных платформах и поддерживает работу с различными СУБД. В настоящее время продукт адаптируется с учетом российской специфики. J.D. Edwards EnterpriseOne будет предлагаться в трех вариантах — для малого, среднего и крупного бизнеса. По словам Антропова, внедрение системы будет занимать в среднем около ста дней; ориентировочная стоимость решения — от 100 до 300 тыс. долл.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями