Как утверждают руководители компании Frontstep, насыщение рынка и нехватка сотрудников ограничивают развитие консалтинговой отрасли
Мария Ильина: «Заказчик стал понимающим; четко озвучивает свои потребности»

В конце февраля компания Frontstep огласила некоторые итоги работы в 2006 году и поделилась своими наблюдениями о тенденциях ERP-рынка. По мнению генерального директора компании Марии Ильиной, его рост начал замедляться. И несмотря на то что он все еще измеряется двузначными цифрами, кратного увеличения продаж, как было в прежние годы, уже не происходит. Насыщение прежде всего произошло на наиболее емких вертикальных рынках — телекоммуникационном, финансовом, нефтегазовом — там, где некоторые проекты начались еще полтора десятилетия назад, и сейчас речь скорее идет об оптимизации эксплуатируемых систем, нежели о создании новых.

Вместе с тем увеличивается спрос со стороны заказчиков из области дискретного производства. Это позволяет Frontstep, которая специализируется именно в данной сфере, поддерживать темпы роста. Причем у некоторых заказчиков уже установлены ERP-решения (или, как говорят в Frontstep, «квази-ERP»), в том числе российской разработки, которые не удовлетворяют все их потребности. Зачастую подобные решения хорошо справляются с учетом, но серьезно отстают от нужд своих владельцев в области планирования.

Как отметила Ильина, в последнее время заказчики стали более четко формулировать свои потребности и меньше учитывать при выборе ERP-системы «раскрученность» брэнда. Для Frontstep, главным внедряемым программным продуктом которой является не самая известная система — Infor ERP SyteLine, эта тенденция опять-таки выгодна: теперь проще склонять клиентов в пользу SyteLine, рассказывая про ее возможности и собственные навыки во внедрении.

В 2006 году оборот компании увеличился на 26%. Абсолютных показателей Frontstep не раскрывает, но, исходя из некоторых оценок, речь, вероятно, идет об обороте в пределах 30‑40 млн. долл.

Из множества проектов, осуществленных в течение прошедшего года, наиболее интересными и сложными были названы внедрения в группе компаний ГОТЭК и компании «НоваКард». Группа ГОТЭК занимается выпуском упаковочной продукции и в своем сегменте является одной из крупнейших. Она имеет холдинговую структуру, состоящую из 11 компаний. Сложность проекта заключалась в том, что ERP-систему SyteLine было необходимо запустить сразу на всех предприятиях, а также интегрировать ее с системой Microsoft Dinamics AX, которая была выбрана для финансового учета и внедрялась компанией GMCS.

В проекте в компании «НоваКард», занимающейся производством пластиковых банковских карт, особо была отмечена необходимость соответствия стандартам контроля качества, которые предъявляют к изготовителям пластиковых карт платежные системы.

Рост консалтинговой отрасли и Frontstep в частности, по мнению Ильиной, существенно сдерживает текущее состояние рынка труда. Внедрения, которые проводит компания Frontstep, требуют глубоких познаний в автоматизируемой отрасли, и поэтому отбор и последующее обучение персонала требует огромных ресурсов. Кадровый же рынок существенно перегрет.

Поэтому, в связи с тем, что уровень зарплат московских консультантов достиг уровня Восточной Европы, в компании всерьез прорабатывают возможность привлечения сотрудников из Чехии и Болгарии, которые хорошо говорят по-русски и имеют большой опыт работы в ИТ-консалтинге у себя на родине.