Реалии современного бизнеса существенно расширяют задачи финансового директора
Седрик Рид: «Нематериальные активы вышли на первое место в финансовой повестке дня»

Для руководителей финансовых служб отечественных предприятий компания SAP провела конференцию «Современный финансовый директор: от управления финансами к управлению стоимостью компании», на которой выступил известный эксперт в области корпоративных финансов, президент консалтинговой компании CCR Partners Седрик Рид. Более четверти века он проработал финансовым консультантом, в свое время возглавлял аудиторскую компанию KPMG, а ныне консультирует по вопросам стратегического менеджмента, инноваций и финансовой отчетности руководителей и финансовых директоров таких международных корпораций, как BP, Coca-Cola, Diageo, ExxonMobil, GlaxoSmithkline, SAP и Shell.

Рид представил участникам конференции русское издание книги «Финансовый директор как интегратор бизнеса», написанной им в соавторстве с Хансом Дитером Шойерманом, руководителем группы архитекторов бизнес-решений SAP.

Эта книга продолжает развивать тему эволюции роли главного финансиста компании в современном мире, поднятую Ридом в его предыдущих трудах. В последнее время давление на финансового директора, который всегда был занят вопросами соответствия корпоративной деятельности законодательству, растет все больше и больше. Теперь он не в тылу, а на переднем крае, ближе к генеральному директору, и попадает «под обстрел» не реже, чем генеральный директор. Финансовые скандалы с Enron и Worldcom в США, Parmalat в Европе, которые не смогли выполнить своих обещаний акционерам по росту бизнеса, стали лишь первым звоночком. За ними последовала череда внешних и внутренних расследований в ИТ-компаниях — Apple, Brocade, CA, Comverse, Dell, McAfee, Lucent, Novell, Nortel, Juniper, Rambus, Sycamore и т. д.

Все чаще можно услышать, как компания, на доли процента не вписавшаяся в ожидания рынка, теряет миллиарды долларов капитализации. В числе тенденций, порождающих этот прессинг, — смена приоритетов, о которой говорится уже давно, но которая стала очевидной лишь в последнее десятилетие. На первое место в финансовой повестке дня вышли нематериальные активы — интеллектуальная собственность, технологии, отношения с клиентами, человеческий капитал и торговые марки. Все управление финансами нацелено на повышение стоимости компании, на поддержку брэндов и требует нефинансовой информации, влияющей на курс акций. Между тем в бухгалтерской отчетности основное внимание по-прежнему уделяется материальным ресурсам.

Но как содействовать инновациям и росту, стимулировать радикальные идеи, если большинство крупных компаний стремится лишь к поддержанию существующих бизнес-моделей? Более того, отнюдь не все руководители финансовых служб считают, что развитие законодательных инициатив, подобных акту Сарбейнса-Оксли, идет в верном направлении. Иногда выбор между креативным решением и рамками регулирования заканчивается для финансового директора отставкой и судебным преследованием.

В то же время акцент в работе финансового руководителя смещается от анализа к прогнозированию, а сфера его ответственности расширяется. К примеру, Ник Роуз, финансовый директор компании Diageo, владеющей торговыми марками Baileys и Smirnoff, отвечает также за стратегию, за ИТ и еще за цепочку поставок.

Если даже цели, преследуемые главными финансистами разных компаний, одинаковы, для их достижения могут использоваться диаметрально противоположные пути: например, передача части функций на аутсорсинг или автоматизация с сохранением контроля над бизнес-процессами. Поскольку сейчас трансакции можно быстро и безболезненно перевести в любую точку земного шара, все популярнее будут становиться центры совместно используемых услуг. К таким услугам финансовый директор ExxonMobil Стив Дэвис относит ИТ-сопровождение, сервисное обслуживание клиентов, инженерные и дизайнерские услуги.

Как отметил Рид, сегодня крупные компании стремятся вести себя как маленькие, формируя цепочку небольших компаний с простыми бизнес-моделями. Маленькие компании, напротив, стараются уподобиться большим, используя силу интеллектуальной собственности и механизмы Internet.

Разумеется, выполнение финансистом функций интегратора бизнеса сегодня немыслимо без высококачественных программных продуктов. Среди ИТ-инструментов, необходимых финансовому директору, ERP относится к самым востребованным, наряду с технологиями WorkFlow и хранения данных. По словам Шойермана, за последние годы Россия поднялась до пятого места в структуре доходов корпорации, поэтому требования российских заказчиков закладываются в архитектуру новых продуктов SAP.

Главной заботой отечественных финансовых директоров пока остается налоговая отчетность, однако не сегодня-завтра и перед ними встанут в полный рост проблемы управления стоимостью компании. Недавно вышла на IPO компания «Ситроникс», готовятся к размещению акций такие крупные российские эмитенты, как Сбербанк и Внешторгбанк.