Информационные технологии «на госслужбе» тесно связаны с обеспечением безопасности
Владимир Мамыкин: «Во всех странах нам приходится тесно работать со спецслужбами»

«Во всех странах нам приходится тесно работать со спецслужбами», — сказал по этому поводу директор по информационной безопасности кабинета президента Microsoft в России и СНГ Владимир Мамыкин.

ЭЦП тормозит ЭДО

Резюмируя обсуждения, можно сказать, что традиционные для данной сферы проблемы, например, несовершенство нормативной базы, определяющей функционирование удостоверяющих центров, решаются, увы, чрезвычайно медленно. Именно поэтому, к примеру, столь необходимые для развития электронного документооборота технологии электронной цифровой подписи внедряются «со скрипом».

Так, в автоматизированной системе централизованной подготовки и оформления перевозочных документов «Российских железных дорог» механизм ЭЦП только-только начинает работать: пилотная зона электронного документооборота вскоре будет запущена на 17 железных дорогах. Тем не менее вектор развития определен. РЖД приступает к созданию Internet-портала, через который предполагается оказывать пользователям весьма востребованные услуги электронного мониторинга грузов, их таможенного оформления и оплаты.

В создании общероссийской инфраструктуры ЭЦП есть определенные подвижки. В феврале планируется ввести в промышленную эксплуатацию портал доверенных услуг, создаваемый по поручению Росинформтехнологий НИИ «Восход» при участии компаний «СКБ Контур», «Такском» и «Крипто-Про». Портал, который был анонсирован на «Инфофоруме» год назад, включает систему территориально распределенных удостоверяющих центров, оказывающих пользователям услуги конфиденциального юридически значимого электронного документооборота.

Впрочем, над проблемой идентификации участники рынка работают с разных сторон. К примеру, Microsoft предлагает использовать для решения задач идентификации в гетерогенных средах систему Microsoft Identity Metasystem; клиентская часть ее механизма Card Space, поддерживающего двухфакторную идентификацию, реализована в Vista. ВНИИ ПВТИ предлагает использовать в качестве базового инструмента для создания национальной идентификационной системы социальную карту, на которой собраны существующие идентификаторы гражданина.

Налоговый прогресс

В то же время государство само подстегивает переход на безбумажные технологии: поправки в налоговое законодательство обязывают предприятия, среднесписочная численность работников которых на 1 января 2007 года превышает 250 человек, предоставлять налоговые декларации исключительно в электронном виде.

Примечательно, что представители «строителей электронного государства» — екатеринбургской компании «СКБ Контур» и московской «Такском» — не сговариваясь, упоминали об одних и тех же проблемах. Как расширить перечень адресатов электронного документооборота, как реализовать прием электронных документов за пределами среды, где они созданы? Их проекты, начинавшиеся как организация сдачи налоговой отчетности через Internet, сегодня уже вышли за эти рамки, расширившись до сдачи регламентированной отчетности в государственные органы, в том числе страховые фонды. С 1 января некоторые отделения Пенсионного фонда РФ перешли к приему сведений персонифицированного учета через Internet. «Такском» на 2007 год поставил задачу провести максимальное число пилотных проектов.

Сегодня 120 тыс. организаций сдают отчеты по каналам связи посредством системы «Такском-Спринтер», сообщил генеральный директор «Такскома» Сергей Пушкин. Еще около 220 тыс. организаций сдают налоговую отчетность через Internet с помощью системы «Контур-Экстерн». Руководитель проекта, заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков мечтает об интеграции существующих систем документооборота, финансов, учета, контроля и нормативной базы в такую систему, в которой все российские бухгалтеры будут работать через Internet, от оферты до счетов, оплачиваемых через электронную платежную систему, и оформления соответствующих актов. Информационно-справочный аппарат системы будет отслеживать правильность отражения операций, накладывая определенные ограничения. Тогда сбора налоговой отчетности не потребуется — «живая» информация обо всех операциях будет аккумулироваться в одном месте, как считает он.

Любовь к Open Source на расстоянии

Довольно много внимания на форуме было уделено свободному программному обеспечению на государственной службе, вопросы внедрения программ категории Open Source в госструктурах рассматривались сразу в нескольких докладах. Их поставщики также готовятся к атаке на заказчиков из госсектора. Например, операционная система Red Hat Enterprise Linux на аппаратной платформе IBM в декабре 2006 года получила свежий сертификат

ФСТЭК, подтвердив соответствие четвертому уровню требований к безопасности. Однако по вопросу использования в системах электронного государства программных продуктов с открытым кодом участники обсуждения так и не пришли к единому мнению. Как отмечалось в одном из докладов, опыт использования свободного программного обеспечения в российских госструктурах дал чиновникам основания предполагать, что продукты Microsoft в совокупности с дополнительными средствами защиты обойдутся дешевле.


Вечные барьеры

Наиболее заметный прогресс наблюдается там, где бизнес может что-то сделать самостоятельно — эта мысль, мимоходом прозвучавшая в выступлении одного из докладчиков, ясно характеризует отношение бизнеса к работе в госсекторе. Несмотря на произошедшие за последнее время значительные позитивные сдвиги, в госструктурах время все еще течет по-другому. К решению вечной, но не становящейся от этого менее острой проблемы межведомственного взаимодействия в России только начинают подступаться. На «Инфофоруме» были представлены промежуточные итоги построения макета такой системы для организации информационного взаимодействия Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службы в процессе кадастрового учета, государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними, налогообложения граждан и организаций. Вопрос о включении в проект других госструктур, в частности страховых фондов, находится в стадии переговоров; между тем, пилотную систему предполагается вскоре запустить в Татарстане.

Одно из серьезнейших препятствий на пути создания такой системы — отсутствие единой национальной системы кодификации. Пока за ее восстановление никто не взялся, судьба системы, обеспечивающей взаимодействие нескольких ведомств, остается под вопросом.

Между тем многие ранее созданные ведомственные системы сегодня готовы к более интенсивной эксплуатации. Например, поисково-мониторинговую систему, действующую на Internet-портале Фонда социального страхования РФ, по мнению заместителя председателя ФСС Сергея Ковалевского, вполне можно использовать для мониторинга национального проекта «Здоровье». Более того, по его словам, такой мониторинг ведется уже второй год: в базах данных ФСС, распределенных по 750 городам, ежедневно накапливается по 3 Гбайт данных.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями