В достижении этого, безусловно, главенствующая роль принадлежит системе образования. Но отечественные вузы не справляются с подготовкой нужного для нашей страны количества людей по требуемым специальностям. В частности, в стране каждый год выпускается 2,5 тыс. специалистов по информационной безопасности при потребности 5 тыс.

Отчасти это влияет на то, что система обеспечения информационной безопасности страны, сложившаяся к настоящему времени, в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с возможностью использования информационно-коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Об этом говорится в проекте Стратегии развития информационного общества в России, разработанном в Совете безопасности, в которой для повышения качества образования, в частности, предлагается сохранить систему классического университетского образования.

Многоуровневое высшее

Самой горячей темой конференции был План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ, разработанный Министерством образования и науки РФ. Планом предусматривается введение в России системы многоуровневого высшего образования (бакалавриат – магистратура). Законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» предполагается ввести в действие с 1 сентября 2007 года.

Разработчики законопроекта считают, что переход к двухуровневой системе высшего образования будет способствовать сокращению числа специальностей и направлений подготовки. Выпускники первого уровня смогут работать, говоря упрощенно, исполнителями, а второго уровня – осуществлять научно-исследовательскую деятельность, становиться топ-менеджерами и бизнесменами.

Евгений Белов, заместитель председателя Совета учебно-методического объединения высших учебных заведений по образованию в области информационной безопасности, считает всякое механическое заимствование «чужестранных моделей, подходов, путей и механизмов реформирования социальных систем» в корне ошибочной стратегией. И что во всех преобразованиях должны учитываться национальные условия, ограничения и приоритеты. Переход высшего образования к двухуровневой системе он назвал делом вынужденным и указал на то, что обсуждаемые законопроекты по данной системе не предусматривают механизмов определения структуры бюджетных мест для получения двух уровней образования. Кроме того, введение раздельного конкурсного поступления на эти уровни может привести к лишению граждан возможности получения бесплатного образования на уровне магистратуры. В этом случае степень бакалавра, скорее всего, будет преобладать в стране, а на магистра, по самым оптимистическим оценкам, продолжат учиться 20-30% студентов.

В области информационной безопасности, по словам Белова, необходимо, в силу специфики предмета, оставить единую систему подготовки, и он выразил надежду, что по этой специальности удастся избежать обязательного перехода на двухуровневое обучение. В этом, по его словам, поможет нормативно закрепленный федеральный, ведомственный или региональный заказ.

Ведомственный заказ

В пользу моноподготовки студентов выступает и Федеральная служба охраны. Например, Василий Казачок, представитель Академии ФСО России, полагает, что переход на двухуровневую систему обучения специалиста по защите информации не только нежелателен, но и может привести к катастрофическим последствиям. «Уже сегодня в рамках существующей системы подготовки нам необходимо увеличивать объемы практических занятий, а реализовать это на уровне бакалавриата просто невозможно», - заявил он.

Аналогичные соображения высказал и представитель Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота Игорь Ветров, говоря о подготовке специалистов по радиоэлектронике.

Тем не менее двухуровневая система образования, скорее всего, победит. В связи с этим Вадим Кравченко, представитель Института информационных наук и информационной безопасности РГГУ, считает, что вузам предстоит решить четыре задачи: укрупнить образовательные области; увеличить длительность обучения до шести лет с промежуточным уровнем (четыре года), на котором осуществляется аттестация на бакалавра, а для перехода на следующий уровень требуется пройти дополнительный конкурс; сформировать требования к содержанию процесса обучения и к выпускнику на основе компетентностных принципов; освоить построение учебного процесса в форме зачетных единиц.

По словам Кравченко, наиболее сложной представляется задача формирования зачетных единиц как элементов образовательной программы. Как это сделать, пока не ясно, хотя срок поставлен – 2007 год.