Выпуск открытого варианта операционной системы Solaris, открытие исходных текстов технологий Java, выход на рынок SOA, анонс масштабного сотрудничества с Intel - вот лишь самые заметные события за последние полтора года, связанные с программными решениями Sun Microsystems. Что представляет собой Sun как производитель программного обеспечения сегодня, и какими перспективами вдохновляет компанию завтрашний день? Шанс получить информацию об этом из наиболее компетентного источника предоставил визит в Центр высоких технологий Sun в Санкт-Петербурге Ричарда Грина, исполнительного вице-президента Sun по программному обеспечению. У Грина интересная биография. В 2004 году тогдашний вполне успешный лидер целого ряда связанных с Java проектов покинул Sun, чтобы занять один из руководящих постов в начинающей компании Cassatt. Но в мае 2006-го Грин вернулся и возглавил программный бизнес Sun. Это произошло спустя неделю после того, как Джонатан Шварц сменил Скотта Макнили на посту генерального директора Sun Microsystems.

- Каковы основные направления стратегии Sun в области программного обеспечения?

Наша главная задача - привлекать разработчиков к платформам Sun. Компания достигла значительного успеха в таких проектах, как открытая среда разработки NetBeans и Sun Developer Network. Сегодня в них принимает участие более 2 млн. разработчиков. Но чтобы расширить применение наших платформ, важно также открыть коды всего программного обеспечения Sun, предоставляя разработчикам возможность его загружать, начинать с ним работать и создавать новые приложения. Поэтому полтора года назад мы открыли исходные коды Solaris, и совсем недавно, в ноябре, - коды Java. К середине текущего года мы планируем открыть все программное обеспечение Sun. Однако мы должны получать прибыль от программного бизнеса, даже если распространяем свои продукты бесплатно и с открытыми кодами. В этой ситуации мы стараемся предлагать максимально широкий спектр дополнительных платных сервисов для разработчиков, администраторов, корпоративных заказчиков, которые могут существенно помочь им в работе с программами. Это автоматизированное управление заплатами, управление конфигурациями, управление системами и их мониторинг, а также услуги по поддержке, благодаря которым можно повысить качество и стабильность работы программных систем.

Если говорить о технологиях и продуктах, то значительные усилия компания сосредотачивает на Solaris. Многие оценивают ее как наиболее передовую на сегодняшний день операционную систему, но мы продолжаем ее совершенствовать, работая, в частности, над возможностями виртуализации, динамической трассировки задач, а также файловой системой ZFS, поддержкой хранения данных, обеспечением высокой готовности и масштабируемости.

Растет бизнес Sun в области инфраструктурного программного обеспечения. Мы предлагаем интеграционное решение Java Composite Application Platform Suite, построенное в сервис-ориентированной архитектуре, и систему управления сетевой идентификацией пользователей. Кроме того, у нас есть платформа Java Enterprise System, которая включает полный набор инфраструктурных решений.

И, конечно, мы продолжаем уделять очень большое внимание Java. Значительные инвестиции делаются в поддержку Java на мобильных устройствах: число таких устройств, использующих Java, уже перевалило через миллиард. Развивается бизнес, связанный с настольными технологиями Java Desktop System; в этой области мы сотрудничаем с Google.

- Открытие кодов Java - безусловно, одно из ключевых событий прошедшего года не только для Sun, но и для ИТ-индустрии в целом. Однако язык Java всегда развивался сообществом разработчиков. Что принципиально нового для разработчиков и для самой компании привносит открытие кодов технологии Java?

Здесь есть два очень важных момента. Во-первых, в сообществе Open Source постоянно говорили о том, что Linux не сможет включать Java до тех пор, пока нет совместимой лицензии. Такую совместимость обеспечивает лицензия GPL, что в значительной степени определило ее выбор. Это дает теперь формальную возможность распространения Java с любыми дистрибутивами Linux. В результате все больше и больше разработчиков, пользователей и системных администраторов будут получать Java вместе с Linux, что, безусловно, крайне выгодно как для них самих, так и для Sun.

С другой стороны, использование лицензии GPL привлечет много разработчиков, которые хотят внести свой вклад в создание приложений на Java или в совершенствование самой базовой платформы Java. При этом, по условиям лицензии GPL, они должны будут делиться своими достижениями с другими. Так что мы рассчитываем на значительный рост числа инноваций в Java, а GPL гарантирует согласованность таких инноваций.

- Видите ли вы какие-либо проблемы для Java в связи с открытием кодов?

Думаю, непростым делом будет формирование такой модели руководства процессом развития Java, с которой согласятся все члены сообщества. Также мы должны думать о том, как добиться в дальнейшей эволюции всего нашего программного обеспечения в сторону открытых кодов того же успеха, который сопутствует открытой среде разработки NetBeans и проекту OpenSolaris. К моменту открытия кодов Java мы уже обладали значительным опытом в сфере Open Source, и это дает нам основание быть уверенными в том, что пути разрешения сложных ситуаций будут найдены по мере их возникновения. Не думаю, что таких ситуаций будет много, гораздо больше открывается возможностей для интересных расширений Java и их повсеместного распространения.

- Что дало компании открытие кодов Solaris и как чувствует себя эта операционная система в конкуренции с Linux?

За 18 месяцев, прошедших с момента открытия кодов, загружено порядка 7 млн. лицензий OpenSolaris, около 16 тыс. членов сообщества работают над ней, и мы получаем от них самые положительные отзывы. Думаю, Sun найдет возможности для дальнейшего расширения сообщества разработчиков, совершенствующих Solaris.

Операционная система Linux стартовала примерно на десять лет раньше OpenSolaris, потому не удивительно, что она значительно опережает нас по числу разработчиков и дистрибьюторов. Но мы не видим в этом проблемы, потому что движемся вперед очень быстро. На самом деле, нет конкуренции с Linux, есть конкуренция с Red Hat, SUSE и другими коммерческими компаниями, продвигающими Linux. Я высоко оцениваю Linux как проект с открытым кодом. Но если говорить о коммерческом использовании, то, полагаю, Solaris окажется предпочтительней, чем коммерческие дистрибутивы от Red Hat или других компаний. Она технологически более совершенна, а Sun находится на лучших позициях, с точки зрения обслуживания и развертывания своих технологий, поскольку мы можем быстро исправлять собственные ошибки. Кроме того, мы обладаем большим опытом и мощными организациями по поддержке и обучению. Для всех пользователей OpenSolaris сегодня доступен тот же уровень сервиса, что и для крупнейших корпораций, в которых на платформе Solaris работают критичные для бизнеса приложения.

- Сегодня большинство ведущих производителей программного обеспечения имеют собственную стратегию в области открытых кодов. Каков рецепт успешного бизнеса в этой сфере от Sun?

В общих чертах я уже ответил на этот вопрос. Весь открытый код и бинарные версии программ загружаются с поддержкой обратной связи с Sun, с помощью которой мы можем предложить дополнительные платные возможности по обслуживанию, поддержке и обучению. Мы можем связаться с заказчиком и выяснить его потребности в серверах, системах хранения или дополнительном программном обеспечении. Таким образом, открытые коды становятся средством завязывания контактов с разработчиками и системными администраторами. Прежде в Sun за установление связей с заказчиками отвечали специалисты по продажам. Однако новая модель - загрузка открытого программного обеспечения и посредством него контакт с Sun - исключительно эффективна. Представьте себе: загружено 7 млн. лицензий, каждая из них регистрируется в Sun, мы получаем некоторые базовые данные обо всех этих пользователях и можем предоставить им тренинги, заплаты, а затем предложить дополнительные - уже платные - сервисы, программы и продукты. Заказчики могут сами выбирать из всего многообразия наших предложений, а когда они уже хорошо знакомы с нашей продукцией, высока вероятность приобретения новых решений. Таким образом, благодаря открытым кодам мы, по существу, получаем масштабный и очень эффективный инструмент управления отношениями с клиентами.

- Прошлым летом один из аналитиков Burton Group высказал точку зрения, что Java EE - слишком сложная платформа для развертывания SOA, а потому дни ее сочтены. Что вы можете сказать по этому поводу?

Да, я знаком с данной оценкой. Ситуация такова, что программный продукт не может предоставить единое решение всех проблем. Различные масштабы задач предъявляют разные требования к надежности и безопасности, а также к использованию соответствующих архитектур. Эти требования в совокупности определяют выбор соответствующей платформы. Безусловно, есть и другие технологии, которые используются для задач, похожих, но не идентичных тем, которые базируются на Java EE. Однако мы наблюдаем продолжающийся рост популярности этой платформы. Я считаю ее оптимальной для работы с крупномасштабными, критичными для бизнеса приложениями или создания многозвенных Web-приложений. Но мы в Sun прекрасно осознаем, что невозможно решить все задачи с помощью одной платформы, и потому необходимы альтернативы. В ближайшие полгода-год мы планируем выпустить новые технологии для решения аналогичных проблем; портфель программных платформ от Sun будет более диверсифицированным.

- Sun развивает собственную среду разработки с открытым кодом NetBeans. Что мешает компании присоединиться к сообществу Eclipse?

Разработчики ценят возможность выбора. И нет ничего плохого в том, что существует не одна открытая интегрированная среда разработки. Сообщество, сложившееся вокруг NetBeans, растет очень быстро и успешно, примерно на 7% в месяц, опережая Eclipse. Это прекрасная технология, которую ценят разработчики. Возможно, Eclipse стоит присоединиться к NetBeans?

- Среды разработки ваших конкурентов трансформируются в платформы поддержки полного жизненного цикла приложений. Как реагирует на эту тенденцию в Sun?

Около двух лет назад мы встали перед выбором: работать над интегрированной средой с поддержкой полного жизненного цикла приложений или сфокусироваться на завоевании сообщества Open Source. Модель полного жизненного цикла - очень интересная концепция, но, говоря откровенно, возможности для ее использования существуют только на больших предприятиях. На протяжении всей своей истории Sun во главу угла ставила привлечение новых разработчиков, людей, стремящихся к инновациям, тех, кто создает новые компании для разработки новых технологий. Они подобные инструменты не применяют. Думаю, если вы спросите Эрика Шмидта в Google, использует ли он модель полного жизненного цикла, он только улыбнется в ответ. В развитии среды NetBeans мы опираемся на свой исторический опыт и планы активного привлечения к нашей платформе сообщества Open Source. А для тех организаций, которым действительно нужны технологии поддержки жизненного цикла, мы готовы обеспечить интеграцию с внешним инструментарием.

- Прокомментируйте, пожалуйста, только что анонсированное соглашение о сотрудничестве Intel и Sun с точки зрения перспектив вашего программного бизнеса.

То, что в Intel взяли на себя обязательства по оптимизации своих платформ для Solaris, а также по поддержке NetBeans и Java, является беспрецедентным подтверждением значимости этих трех технологий, в особенности Solaris. Анонс убедительно свидетельствует, что Solaris - чрезвычайно привлекательная, жизнеспособная и лидирующая в техническом отношении операционная платформа для Intel-систем любого масштаба, будь то настольные системы, ноутбуки разработчиков или многопроцессорные серверы. Фактически Intel фундаментом части своего бизнеса считает успешное продвижение Solaris. Это очень важный момент для нашей операционной системы и для будущего всего программного бизнеса Sun.

- Какие еще существуют перспективные направления развития программного обеспечения от Sun на ближайшие годы?

Одна из самых перспективных тенденций - так называемые технологии Web 2.0. Мы уже добились в этом определенного успеха, но гораздо больше предстоит сделать, чтобы предоставить разработчикам средства для создания Web-решений следующего поколения. По моему мнению, в значительной степени привлекательность решений Web 2.0 для бизнеса заключается в сокращении времени выхода на рынок. Если обратиться к опыту YouTube или MySpace, то они берут за основу бизнес-модель, которая обеспечивает высокую интенсивность, очень быстрое получение новых реализаций и стимулирование персонала на достижение успеха в бизнесе. В таких решениях во главу угла ставится время жизненного цикла, скорость инноваций и модификаций, а не высокий уровень надежности или масштабируемости. Поэтому мы сосредоточили свое внимание на реализации таких возможностей, как создание упрощенных версий инструментария с открытым кодом, платформ времени исполнения, чтобы можно было взять открытые дистрибутивы всех необходимых компонентов и быстро собрать из них очередное подобие YouTube, затратив на это несколько недель, а не месяцев или лет.

- Среди важных составляющих вашего программного бизнеса вы назвали управление идентификацией. Почему сегодня так возрастает значение подобных технологий?

С одной стороны, увеличивается число нормативных актов, направленных на защиту идентификации и гарантию целостности и безопасного доступа к данным. Необходимость следовать этим правилам приводит к тому, что практически каждая крупная компания вынуждена обращаться к решениям по управлению идентификацией, которые помогают как гарантировать соответствие нормативам, так и правильно выстраивать отношения с собственными сотрудниками и с клиентами.

Второй стимул - распространение уже упомянутых технологий Web 2.0. Все большее число компаний строят весь свой бизнес на взаимодействии с отдельными потребителями, делясь с ними информацией, а потому безопасный доступ и управление этой информацией приобретают критическое значение для успеха таких компаний. Взаимодействие больше не сводится к простому клику мышью и загрузке Web-страниц; за пределами сетевого периметра предприятий выполняются финансовые транзакции, выстраиваются сообщества, в которых идентификация и поддержка связанных с ней атрибутов являются обязательным требованием.

- Каковы ваши впечатления от первых восьми месяцев в компании после двухлетнего перерыва и под новым руководством?

Совершенно искренне могу сказать, что вернулся в гораздо более динамичную, более инновационную компанию. Думаю, Скотт сделал очень много, чтобы изменить Sun, стимулировать создание новых, современных продуктов, улучшить финансовое управление, стать более открытыми, наладить взаимодействие с новыми партнерами. Но и покидал я замечательную компанию, в которой проработал четырнадцать лет. Это были прекрасные годы, хотя они никогда не были легкими, поскольку Sun всегда стремилась к быстрому продвижению нового, а это непростая работа. Мой уход был связан с желанием взять на себя новые задачи, а не с какими-либо проблемами в Sun.

Что касается нового главы компании, то Джонатан Шварц - умница, настоящий мыслитель. Он смог выделить ключевые возможности Sun на рынке и старается фокусироваться на достижении конкурентных преимуществ именно в этих областях. И, как свидетельствует соглашение с Intel, он исповедует еще более открытый подход в удовлетворении потребностей наших заказчиков. Как мне кажется, Шварц собрал очень хорошую команду и направляет все усилия на то, чтобы ускорить инновации в компании и повысить качество взаимодействия с клиентами.