В группе компаний IBS производится очередная «перестройка». Если несколько лет назад каждое направление бизнеса было модно выделять в отдельную компанию, продвигая ее как «самостоятельную» и «независимую», то теперь наметилась противоположная тенденция – к укрупнению и консолидации бизнеса. «Реструктуризации и переделки – наша сильная сторона», - заявил по сему поводу 22 января Сергей Эскин, президент и генеральный директор «новой» Depo Computers.

Суть очередной реструктуризации в том, что группа компаний IBS отказывается от границ между производством компьютеров и их дистрибуцией. Созданные в 2004 году четыре компании, до сих пор составлявшие «Центр электронного бизнеса ‘Дилайн’» - производственная структура - Depo Computers; Deacom, занимавшаяся прямыми продажами оборудования крупным корпоративным клиентам; дистрибьюторская компания «Дилайн», а также управляющая ими сервисная компания будут объединены под торговой маркой Depo Computers. Приобретенная Depo в конце прошлого года Softkey сохранит относительную независимость, свой брэнд и Феликса Мучника в качестве генерального директора и совладельца компании.

Финансовые ресурсы и бэк-офисные службы всех четырех компаний будут объединены, а закупки централизованы. Продажи разделятся на два блока: корпоративный и розничный. За счет устранения дублирующих структур и оптимизации бизнес-процессов предполагается добиться некоторого снижения издержек. По мнению Эскина, оно может составить примерно 10%. Однако, заявил он, вряд ли это будет означать сокращение штатов – компания слишком быстро растет и скорее испытывает нужду в сотрудниках, чем в экономии на зарплате.

В числе первоочередных задач, которые Depo поставила перед собой, - построение централизованного управления отношениями с заказчиками и исключение из основного ассортимента конкурирующих продуктов. Кроме того, с помощью Softkey воссоединенная Depo рассчитывает обеспечить адресные предложения оборудования, ПО и услуг для каждого потребительского сегмента, и в первую очередь для SMB, а также выйти на международные рынки.

Softkey, которая, несмотря на разговоры об интеграции, пока стоит несколько особняком, по словам Мучника, постепенно передаются функции управления софтверной частью бизнеса Depo. Однако ранее заключенные Depo контракты с крупными поставщиками программного обеспечения по-прежнему обслуживают специалисты Depo. Вхождение в состав IBS обеспечило Softkey доступ к финансовым ресурсам, предоставив дополнительные возможности финансирования инвестиционных проектов, таких как магазин музыки Soundkey.

Амбиции у вновь образованного детища IBS серьезные: к 2010 году Depo рассчитывает захватить 30-40% рынка, продав за предстоящие три года 2 млн. ПК. Учитывая степень насыщения и фактическую динамику рынка компьютеров, в достижимость этой цели верится с трудом, если, конечно, конкуренты Depo не начнут сами покидать этот сегмент. Малому бизнесу, за счет которого планируется совершить столь резкий рывок, требуется программное обеспечение и сервис. И Softkey в свою очередь намерена поставить на эти будущие 2 млн. компьютеров «как можно больше софта». Средняя стоимость ПО, которое пользователь приобретает за время жизни своего «железного друга», приблизительно эквивалентна стоимости самого ПК. В прошлом году Softkey, у которой сейчас порядка 300 тыс. клиентов, выросла на 120%, ее оборот превысил 11 млн. долл., и в 2007 году Мучник также рассчитывает как минимум на удвоение бизнеса, хотя влияние объединения с IBS ему пока трудно оценить.

Старт дан

Активная рекламная кампания по продвижению торговой марки Depo Computers под слоганом "Мы их сделали" была запущена еще в прошлом году. В ней Depo позиционируется, не больше и не меньше, как первый российский брэнд мирового уровня, противопоставляя себя как отечественным, так и мировым производителям ПК. Уверовав, что залогом успеха является сильный брэнд, Depo потратила несколько миллионов долларов на показы своих телевизионных роликов по центральным каналам. Рекламу заметили. По данным Romir Monitoring, спонтанная узнаваемость марки Depo Computers в ноябре, после рекламной акции, в сегменте b2b повысилась по сравнению с сентябрем с 18 до 23%, а в сегменте b2c – с 10 до 15%. По словам Эскина, в текущем году вложения в рекламу будут не менее масштабными.

Руководство компании отрицает, что предпринятые шаги по консолидации бизнеса являются частью подготовки к IPO и повышения инвестиционной привлекательности холдинга, хотя именно такой вывод напрашивается в первую очередь. «IPO не является целью для IBS и Depo Computers, это средство получения капитала для важных вложений», - подчеркнул Эскин. Он утверждает, что все подлежащие объединению компании прибыльны, а основной побудительной причиной для их интеграции стало осознание стержневой роли Depo и выгодности производства ПК под собственной торговой маркой. Доля Depo в бизнесе ЦЭБ в последние годы действительно росла как на дрожжах. На сегодняшний день продукция Depo приносит 55% прибыли «Дилайну», при этом в выручке ее доля составляет 35%.

Таким образом, теперь холдинг образуют сама IBS и IBS Platformix (до ноября 2006 года – «Деловые системы»), специализирующиеся на проектном бизнесе, производственно-дистрибьюторская компания Depo Computers, и Luxoft, занимающаяся разработкой заказного программного обеспечения. Не исключено, что это не последние «структурные маневры», предпринятые IBS перед выходом на фондовый рынок.


Точка отсчета

К объявлению о начале реорганизации компания приурочила анонс некоторых итогов прошедшего календарного года (финансовый год закончится 31 марта). Консолидированный объем продаж ЦЭБ «Дилайн» за 2006 год без учета внутрикорпоративных сделок составил 457 млн. долл. Примерно 40% продаж приходится на ПК и серверы, 15% - на принтеры, 14% - на мониторы, по 9% - на комплектующие и мобильные ПК, по 3% - на ИБП, расходные материалы и прочие товары, по 2% дают сетевое оборудование, а также цифровое фото и видео. Около 57% продаж производится через партнеров, 17% проходит через федеральные розничные сети, 11% составляют прямые продажи корпоративным клиентам из списка 500 крупнейших компаний России, 8% - тендерные поставки «голубым фишкам» и госструктурам. Малый бизнес приносит лишь 7% оборота ЦЭБ. «Здесь для нас очень большой потенциал» - уверен Эскин.

Валовая прибыль ЦЭБ за последние четыре года увеличилась вдвое, а вот доля доходов от дистрибуции в нем постепенно сокращается, уступая позиции прямым продажам и поставкам своей продукции, главной из которых являются ПК. Почти 90% всех продаваемых «Дилайном» ПК «приходят» из Depo и лишь 10% - от остальных поставщиков. Depo растет ежегодно примерно на 30%, в прошлом году она выпустила 336 тыс. «персоналок» и 7,4 тыс. серверов. Ожидается, что за 2006 финансовый год в целом бизнес Depo увеличится на 37%, а последний квартал будет примерно на 15% доходнее аналогичного периода прошлого года.