«Директор информационной службы»

Российские предприятия заинтересованы в интеграции усилий по стандартизации в области ИТ. Преимущества такого подхода известны: снижение издержек, повышение эффективности использования информационных технологий, а также новые горизонты развития взаимодействия между различными организациями. Значительный интерес к этой деятельности проявляют и поставщики информационных технологий

Одна из актуальных задач — стандартизация форматов и средств обмена данными. Несколько лет назад ряд поставщиков и их крупнейших клиентов объединились в Некоммерческое партнерство «Стандарты электронного обмена информацией». О том, какие задачи ставит перед собой эта организация, каких успехов ей удалось добиться, рассказывает председатель совета директоров партнерства Алексей Чубарь, директор по стратегии развития бизнеса Microsoft в России и СНГ.

Какие ключевые задачи ставит перед собой партнерство «Стандарты электронного обмена информацией»?

Партнерство создавалось как объединение организаций, заинтересованных в развитии бизнеса электронного обмена документами. Не случайно в его работе принимают участие ИТ-компании, которые порой являются прямыми или косвенными конкурентами друг друга. Одна из главных целей партнерства — поиск баланса интересов его участников в области стандартов обмена информацией.

Алексей Чубарь: «Партнерство объединило организации, заинтересованные в развитии бизнеса электронного обмена документами и стремящиеся совместными усилиями решать связанные с этим проблемы, возникающие у бизнес-сообщества»

Некоторые сферы деятельности партнерства возникли в результате анализа проблем, которые лежат, что называется, на поверхности. В их числе — стандартизация документооборота с использованием формализуемых документов, например платежных, используемых в системах «клиент-банк». Когда банки стали активно продвигать «зарплатные» проекты, предлагая предприятиям переводить зарплату сотрудников на пластиковые карточки, возникла необходимость в стандартизации передаваемых в электронном виде списков на открытие «пластиковых» счетов и списков на зачисление зарплаты. Электронные списки могли загружаться автоматически в банковскую информационную систему, а документы, подтверждающие выполнения операций, — в учетную систему предприятия. Это исключало трудоемкие ручные операции по вводу информации и связанные с этим ошибки, значительно ускоряло процесс обработки. Разработанный стандарт описывает как электронные документы для обмена данными, так и схему взаимодействия между банком и клиентом. Унификация пойдет на пользу как ИТ-отрасли, так и потребителям: организации, применяющие внутри себя различные учетные системы, получают возможность без особых усилий наладить электронное взаимодействие с системами разных банков.

В аналогичном русле развивается проект разработки стандартов CommerceML для создания документов, сопровождающих товары, которыми обмениваются оптовые продавцы и покупатели. Во взаимодействии с отраслевыми структурами этот стандарт был адаптирован к бизнес-логике взаимодействия сетевых операторов и их поставщиков, разработанной межрегиональной общественной организацией «Стандартизация обмена деловой информацией», которая объединяет розничных сетевых операторов и поставщиков товаров повседневного спроса.

Какова организационная структура партнерства? Каким образом координируется деятельность его структурных единиц?

Основным инструментом при выработке стандартов партнерством являются профильные комитеты по различным рынкам, отраслям или секторам экономики. Состав комитетов формируется советом директоров, в который, помимо представителей членов партнерства, входят лица, чье участие способствует эффективной работе комитета. Координируют работу председатели комитетов совместно с исполнительной дирекцией и (при необходимости) советом директоров. Мы заинтересованы, чтобы в работе комитетов принимало участие максимальное количество крупнейших операторов, поставщиков ИТ-решений и инфраструктурных организаций по различным направлениям деятельности комитетов.

Из каких принципов и соображений выбираются основные направления работы?

Как правило, разработку стандартов инициируют участники партнерства, исходя из реальных потребностей рынка и общих интересов участников.

Разрабатываемые партнерством стандарты не должны базироваться на стандартах, зависящих от конкретных производителей или поставщиков услуг, а также противоречить существующим в данной области международным стандартам, законодательству РФ и нормативным актам регулирующих органов.

Опора даже на общепринятые международные стандарты не всегда позволяет «один в один» использовать западные стандарты в связи со спецификой законодательства, практикой ведения деловых отношений и т. д., требуя адаптации к российским условиям. В этой связи партнерство видит свою задачу в разработке и продвижении национальных стандартов.

Каким образом изучается спрос на создание новых стандартов и формулируются начальные требования к ним?

Работу по изучению спроса на разработку стандарта, анализ заинтересованности в этом различных сторон и консолидацию пожеланий чаще всего инициируют и осуществляют сами участники партнерства. После обсуждения базового предложения по разработке стандарта и принятия решения комитетом партнерства о его разработке определяются общие условия и сроки разработки, а также ответственный.

Если никто из участников не готов взять на себя эти работы, они осуществляются за счет взносов партнерства — если, конечно, речь не идет о целевой программе, которая имеет собственное финансирование. Примером такой программы может служить разработка «стандарта стандартов» — шаблона, который является основой для описания будущих стандартов. Для его создания мы привлекали внешнюю организацию.

Возникают ли препятствия, объективные или субъективные, мешающие работе над новыми стандартами?

Иногда предложенное партнерством решение входит в противоречие с интересами одного или нескольких участников партнерства. В большинстве случаев выход из ситуации достигается за счет компромиссов, позволяющих выработать взаимоприемлемое решение. Но, бывает, стороны занимают непримиримые позиции, например в случаях, когда выбор решения касается стратегических направлений развития компаний или когда стандарты, которые опираются на международные аналоги, вступают в резкое противоречие со сложившейся в России практикой. Если такая ситуация возникает, стандарт будет принят, если за него проголосует «конституционное» большинство участников.

В банковской сфере электронный обмен документами уже занимает достаточно прочные позиции. Как обстоят дела в других отраслях?

Острая потребность в стандартах электронного обмена документами наблюдается, например, у участников логистических цепочек, связанных с розничными сетями. Так, аптечные сети внедряют стандарт CommerceML, созданный партнерством и адаптированный совместно с центром внедрения «Протек» и компанией «1С» к бизнес-логике взаимодействия аптечных сетей с поставщиками. Специфика деятельности аптечных сетей такова, что ассортимент товаров велик, закупаются они не очень большими партиями, поэтому объем документов, сопровождающих товары, значителен. Аптеки заинтересованы в том, чтобы быстро вводить содержащиеся в этих документах данные в свои учетные системы. Стандарт уже внедрили крупнейшие аптечные сети России: «36,6» и «Столичные аптеки». Аптечные сети получили возможность быстрого доступа к электронному взаимодействию с различными информационными системами своих поставщиков. Реализация стандарта позволила им максимально ускорить процесс обмена коммерческой информацией, снизить издержки на ее обработку.

CommerceML учитывает отечественную специфику и включает несколько универсальных решений, необходимых для российских Internet-компаний, торговых организаций и поставщиков услуг. Стандарт уже используется в таких тиражируемых программных продуктах, как «Битрикс: Управление сайтом» одноименной компании; биллинговые системы «Форсаж» и Fastcom10 (созданы компанией «ФОРС — Центр разработки»); комплекс средств создания и оперативного администрирования внешних и внутренних сайтов Q-Publishing от Quantum Art; инструментарий создания и экономичного управления Internet-проектами ABO.CMS, созданный Центром информационных технологий «Армекс», и многие другие.

Рынок поддержки обмена документами, по сути, еще не сформирован, и ИТ-компании заинтересованы в том, чтобы «застолбить» место на новом поле, не так ли?

Согласен, для ведущих ИТ-компаний — и Microsoft не исключение — в долгосрочной перспективе представляет интерес возможность сформировать новый рынок, заняв на нем лидирующее положение. Создание новых рынков — хорошая возможность для наращивания доходов корпорации. Она заинтересована в том, чтобы потребности в ИТ росли, и чем быстрее, тем лучше, причем для всех, а не только для нас. Корпорация заинтересована в массовом использовании информационных технологий. Выработка стандартов электронного обмена этому способствует, поскольку следствием вовлечения предприятий и организаций в обмен электронными документами становится увеличение закупок ИТ.

Осуществляет ли партнерство работу по выработке стандартов для обмена данными с государственными органами?

Да. Вот пример. Очень часто в различных документах фигурирует адресная информация. Если бы в России имелся некий федеральный сервис, обеспечивающий однозначную идентификацию объектов, фигурирующих в документах, с их физическими адресами, то не пришлось бы многократно дублировать адреса, используя вместо них идентификаторы, взятые из адресного федерального сервиса.

В стране ведется несколько подобных проектов, у каждого из которых имеется строго определенный заказчик. У этого заказчика наверняка имеется свой интерес, который является для него высокоприоритетным. Например, налоговые органы интересует связь адресов объектов с конкретными физическими и юридическими лицами. Ведомства, отвечающие за регистрацию объектов недвижимости, особо озабочены правильностью именования географических объектов. Для кадастровых органов первостепенное значение имеет точность географических координат объектов. В данном случае цель партнерства — среди разных проектов и задач, которые ставят перед собой их заказчики, выделить ту часть, которая может быть представлена одинаково для всех подобных проектов. В конечном итоге это позволит всем участникам рынка более эффективно пользоваться информацией, которую они собирают, и снизить затраты на ведение баз данных о географии объектов.

Различные ведомства (в частности, налоговые и таможенные органы) активно переходят к электронному обмену документами с гражданами и организациями. Какое участие принимает партнерство в этих процессах?

Наше партнерство не взаимодействует напрямую с ФТС, тем не менее ряд экспертов участвуют как в работе партнерства, так и в разработке протоколов электронного обмена для российской таможни.

В разработке процедур и протоколов передачи в налоговые органы деклараций партнерство тоже участия не принимало. Кстати, надо отдать должное Федеральной налоговой службе, которая достаточно далеко продвинулась в развитии технологий электронного обмена документами и практикует сдачу налоговых деклараций в электронном виде уже почти четыре года. Использование для этих целей каналов Internet, как я понимаю, сдерживают имеющиеся на сегодня проблемы, связанные с применением в России электронно-цифровой подписи. Вероятнее всего, это вопрос времени — готовится новая редакция закона.

Пересекается ли деятельность партнерства с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, «наследником» Госстандарта?

Между нами идут интенсивные консультации по самым разным вопросам. Примечательно, что из нынешнего названия ведомства исчезло слово «стандарт». На мой взгляд, это отражает попытку государства дистанцироваться от стандартизации областей деятельности, не входящих в сферу государственных интересов. Такого рода стандартизация передана в руки профессиональных и отраслевых ассоциаций. Государство надеется, что они смогут гораздо динамичнее разрабатывать стандарты, учитывая текущие особенности и потребности их потребителей.

У любого стандарта есть два ключевых фактора, определяющих то, насколько широко он будет применяться. Первый — удобство использования, простота, снижение затрат и повышение производительности операций. Второй фактор — соответствие действующей нормативно-законодательной базе. ИТ развиваются очень быстро, и едва ли разумно пытаться законом зафиксировать, например, структуру платежных документов. Любой закон фиксирует правила игры на достаточно длинный период времени. Поэтому было бы неправильно регулировать ИТ-стандарты с помощью законов.


 

Партнеры

Цель Некоммерческого партнерства «Стандарты электронного обмена информацией» — «обеспечение условий для осуществления деятельности его членов в области стандартизации электронного обмена информацией, оказания содействия во внедрении и использовании информационных технологий», а также разработка стандартов деятельности в области информационных систем.

Задачи партнерства — способствовать стандартизации принципов и практики деятельности своих членов в области электронного обмена информацией; создавать условия для развития систем электронного документооборота и деятельности членов партнерства в сетях электросвязи; осуществлять информационную, методическую, техническую и правовую поддержку членов партнерства.

В настоящее время в партнерство входят «1С», «Парус», «АиТ Софт», «Банковские информационные системы», Депозитарно-клиринговая компания, «Диасофт», РФК, ЦФТ, R-Style Softlab, «ПрограмБанк», «Интерсофт Лаб», представительства Intel и Microsoft, Российская национальная ассоциация членов SWIFT, АРБ, Сбербанк, «Технический центр РТС», «ИНГ Банк Евразия».