«Директор информационной службы»

Достоинства методологии APS как дополнительного элемента MRP II в решении задач планирования на предприятиях, ориентированных на клиента

Рассуждая о производстве, ориентированном на клиента, нередко забывают о том, что «кастомизированная» продукция производится из типовых деталей, приобретая специфические свойства преимущественно на завершающих операциях производственного процесса. Планирование удовлетворения зависимого спроса на типовые комплектующие порождает массу проблем при большом объеме постоянно меняющихся спецификаций и необходимости экономить на ресурсах. Разработанная около 40 лет назад методология планирования MRP II не позволяет удовлетворить (а точнее, предугадать) требования всех клиентов.

Для отечественного производителя, лишь недавно осознавшего необходимость использования MRP II и не успевшего еще как следует «вкусить плодов» внедрения ERP-системы, это особенно обидно. Консультанты, недавно убедившие его на инвестиции в прогрессивные технологии, теперь разводят руками и ссылаются на российскую специфику.

Андрей Писанный: «Централизованное планирование без высокой культуры планирования и исполнения планов невозможно»

В действительности же поводов для серьезного беспокойства нет. Как подтвердили участники конференции, организованной компаниями «АНД Проджект» и Ortems, внедрение методологии MRP II есть необходимое условие организации планирования. Решение же дополнительных проблем достигается за счет усовершенствованных средств синхронного планирования и оптимизации (Advanced Planning and Scheduling, APS). При этом наилучший эффект достигается при использовании специализированных APS-систем, имеющих развитые средства интеграции.

Основное ограничение классической методологии MRP II заключается в высоком уровне формализации описания производства, существенно абстрагированного от его реалий, в частности от имеющейся загрузки производства. Между тем необходимость очень быстрого маневра громоздкого производственного механизма при крайне ограниченных ресурсах требует учета индивидуальных особенностей всех его компонентов. Становится важным знать, например, какая квалификация имеется у рабочего, обслуживающего устройство Y в момент времени X и чем именно в этот момент он занят. Только с учетом подобных данных появляется возможность сформировать реалистические планы производства за реальное время. Это особенно актуально при управлении цепочками поставок, где в производственный процесс вовлечено множество партнеров, от которых требуется синхронная согласованная деятельность.

Впрочем, по словам Билла Белта, главы компании Bill Belt Excellence, использование APS само по себе не решает проблему. Если цель планирования состоит в максимизации процента вовремя отгружаемых заказов, с его помощью сложно будет обеспечить загрузку производственных мощностей в полном объеме. Если же преследуется цель максимальной загрузки производственных мощностей, использование только APS-инструментария может привести к задержкам с отгрузкой заказов клиенту. По мнению Белта, APS необходимо использовать в контексте многоуровневого управления, где на стратегическом уровне направление изменений определяется с помощью планирования продаж и операций (Sales & Operations Planning, S&OP), а на оперативном осуществляется на основе проектирования процесса во времени с помощью MRP II и его ускорения посредством методики бережливого производства.

С его точки зрения, ликвидация узких мест производственного процесса, которую нельзя осуществить в рамках алгоритма MRP II, может быть выполнена на основе анализа достоверной мощности технологического процесса (под этим понятием понимают усредненный показатель производительности, достигнутой технологическим процессом за последнее время, учитываемый в будущем как наиболее надежный показатель спланированного производства). Учет этого показателя позволяет исключить возможность недопустимой перегрузки производственных мощностей. Белт отметил, что планирование проявляется в непрерывном улучшении процессов: «Если не менять направление, то рискуешь прийти туда, откуда пришел».

Передовые инструменты и методики, предлагаемые зарубежными разработчиками, находят отклик у отечественных производителей с учетом особенностей отечественной бизнес-среды и степени зрелости его менеджмента. Однако без сформированной и постоянно поддерживаемой системы ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicator, KPI) осознанное управление предприятием невозможно, считает исполнительный директор «Управляющей компании ‘Уникомтех’» Андрей Писанный. Это предприятие выпускает кабельную продукцию и сталкивается со всеми особенностями данного бизнеса. Данный рынок характеризуется низким барьером входа, высокой конкуренцией и малой рентабельностью. Существует сильная зависимость от рынка цветных металлов: 60% конечной цены изделий — это стоимость меди или алюминия. К использованию ASP предприятие подтолкнули объективная сложность модели производства, сезонный недостаток мощностей, изменчивость поведения потребителей, необходимость ежедневного планирования в соответствии с требованиями рынка и т. д. Отделив производство от сбыта, на предприятии пришли к заключению, что наилучшим инструментом коммуникации между производственными предприятиями и торговым домом, входящими в группу «Уникомтех», будет APS-система. По словам Писанного, в ходе ее внедрения выяснилось, что эффективность данного инструмента существенно зависит от качества модели производства и быстро падает с его уменьшением. Вследствие этого пришлось существенно дорабатывать уже имеющиеся ERP-системы. Также потребовалось интенсивное участие в проекте менеджеров старшего (начальники цехов) и среднего звена (мастера). В целом, с точки зрения Писанного, для централизованного планирования требуется высокая культура планирования и исполнения планов, а во главе этого процесса на предприятии должна стоять сильная личность, наделенная высокой должностной позицией.


 

Глоссарий

Планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP) — система производственного планирования и управления материально-техническим снабжением, служащая для управления производственными процессами. Внедряется с целью гарантии наличия материалов для производства и поставки выходов бизнес-процессов клиентам, минимизации производственных запасов, планирования производственной деятельности, графиков отгрузок и закупок.

Планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning, MRP II) развивает понятие MRP, охватывая более широкий круг вопросов, чем фабричное производство и потребность в материалах. Эффективный метод планирования всех ресурсов производственной компании, охватывающий операционное планирование в натуральных единицах, финансовое планирование в денежных единицах; обладает имитационными возможностями.

Синхронное планирование и оптимизация (Advanced Planning & Scheduling, APS) — метод управления производственными процессами, в рамках которого исходные материалы и производственные мощности распределяются с целью максимального удовлетворения спроса. APS требуется там, где более простые методы планирования не справляются с согласованием конкурирующих приоритетов. Пошаговые процедуры планирования типа MRP недостаточно гибки к изменениям спроса, ресурсных возможностей или доступности материалов. Материалы и производственные ресурсы планируются отдельно, и многие системы не учитывают существующие ограничения. Это иногда приводит к нереализуемым планам. В отличие от них APS планирует производство на основе одновременно доступных материалов и имеющихся мощностей. Как правило, его используют в случаях, когда:

  • осуществляется производство на заказ, а не на склад;
  • производство капиталоемкое и производственные мощности ограничены;
  • конечные продукты конкурируют за использование производственных мощностей;
  • продукты требуют большого количества компонентов или производственных заданий;
  • требуется частое, непредсказуемое перепланирование графиков производства.