«Директор информационной службы»

Средства бизнес-аналитики развиваются в направлении обеспечения информацией всех заинтересованных лиц на должном уровне и в требуемое время — как внутри компании, так и за ее пределами — среди партнеров и клиентов

Инструментарий бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) отнюдь не нов; он развивается в течение достаточно длительного времени. Что во многом повторяет развитие экономики. Когда экономическая ситуация благоприятна, целью BI является обеспечение роста бизнеса, во время спада задача сменяется на контроль издержек.

«В ближайшие годы в связи с относительной стабильностью мировой экономики очевидна тенденция использования приложений BI именно в целях роста», — уверен Франк Байтенбик, вице-президент по стратегии компании Hyperion. В предыдущие годы аналитика предназначалась для «точечной» обработки данных — например, в системах управления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). В настоящее время ситуация изменилась — аналитический инструментарий ориентирован на бизнес в целом, а не только на узкую его часть. Он начинает охватывать вопросы, например, финансового анализа, управления прибыльностью и изучения поведения конкурентов. Кроме того, многие компании уже достигли максимальной эффективности своей деятельности, достигли качества продукции, близкого к предельному и уже не могут конкурировать по ценам. В этой ситуации конкурентным преимуществом может стать даже лучшая информация, предоставляемая клиентам.

Франк Байтенбик: «Влияние современных средств бизнес-аналитики распространяется не только на всех сотрудников компании, но и за ее пределы — к партнерам и клиентам»

Особенно важной в BI в ближайшие годы станет возможность обмена информацией между участниками бизнес-процессов — сотрудниками организации, бизнес-партнерами и клиентами. Если раньше бизнес-аналитика предназначалась преимущественно для топ-менеджеров, то сейчас ее задача заключается в обмене информацией на всех уровнях организации и обеспечении ее прозрачности. Другая важная роль BI видится в ускорении обмена информацией. Мир в целом движется все быстрее, а потому задача бизнес-аналитики заключается в обеспечении информацией всех заинтересованных лиц на должном уровне и в требуемое время.

BI повторяет основные этапы человеческой жизни, как полагает Байтенбик. Первые два десятилетия энергия индивидуума инвестируется главным образом в самого себя, и лишь в дальнейшем «инвестиции» производятся в отношения с другими людьми. Именно этот этап построения отношений и наблюдается сейчас в сфере BI — в первые же годы бизнес-аналитика создавалась и самоорганизовывалась. Уже сейчас она тесно связана с поиском информации и обеспечением доступа к ней, управлением рисками и бизнес-процессами. В будущем область ее применения будет только расширяться, вырастая в глазах бизнес-сообщества.

Стабильность в условиях эволюции

Почему же бизнес-аналитика, несмотря на свою очевидную пользу, растет не такими быстрыми темпами, как того можно было ожидать?

«Рынок BI растет стабильно на протяжении уже десяти лет — иногда на 10% в год, иногда на 5%. Это означает относительную зрелость и стабильность технологии», — говорит Байтенбик. Скажем, если посмотреть на тенденции, складывавшиеся на рынке CRM, то увидим взрывной рост, за которым последовало падение, и лишь сейчас снова начался рост, но уже значительно более спокойный. BI же является базовым средством для эффективной деятельности организаций в целом и следует за требованиями бизнеса, а потом растет вместе с рынком. На длительном промежутке времени это очень хорошая тенденция, как считает Байтенбик.

Тем не менее потребности бизнеса меняются, а вместе с ними, несмотря на относительную стабильность, эволюционируют и технологии BI, становясь более гибкими. Долгое время среди ее инструментария доминировали средства предоставления регламентированной отчетности. В 70-е годы это были системы для топ-менеджмента, в 80-е получили развитие системы поддержки принятия решений, требующие чрезвычайно высокой квалификации и образования пользователей. Далее наступила вторая волна BI, направленная на менеджмент среднего звена. Сейчас же информация распространяется не только на всех сотрудников компании, но и за ее пределы — к партнерам и клиентам.

В последнее время получают наи­большее развитие средства для управления эффективностью предприятия (Business Performance Management, ВРМ) и Web-технологии для доступа. Это средства, позволяющие получать доступ к необходимой информации в режиме времени, близком к реальному. Также очень востребованы «панели индикаторов» (dashboard). Стратегическая роль вендоров — помочь клиентам избежать ошибок, связанных с завышенными ожиданиями относительно возможностей этих приложений, и их некорректным использованием. Далее ожидается интеграция корпоративной и интерактивной отчетности с панелями индикаторов.

Между пожеланиями и предложениями

В результате существования долгого периода в развитии бизнес-аналитики, когда она была направлена на потребности топ-менеджмента, многие воспринимают BI исключительно как средство получения отчетности — вся деятельность пользователей строится на запросах и отчетах. Между тем подавляющее большинство корпоративных данных нельзя использовать напрямую. Как минимум, они должны быть извлечены и трансформированы; иногда требуется агрегация, экстраполяция, дополнительные вычисления. Таким образом, для извлечения полезной информации из имеющейся массы данных нужен серьезный математический аппарат.

Использованию BI сильно мешает разрыв между взглядами ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров. Первые ожидают от решений централизованного управления, потому что им важно обеспечить надежность используемых средств. Вторые хотят гибкости и возможности самостоятельно управлять приложением. Возникает конфликт требований: централизованность и стабильность означает отсутствие гибкости, а реализуемая «в лоб» гибкость ведет к фрагментированности.

Поставщики решений ищут свою стратегию в условиях такого разрыва. Как правило, небольшие вендоры больше прислушиваются к требованиям бизнеса, а крупные поставщики, наоборот, идут «от ИТ».

В последние годы в качестве средства, способного ликвидировать данный разрыв, воспринимают сервис-ориентированную архитектуру (Service-Oriented Architecture, SOA). Она позволяет совместить использование модульных бизнес-приложений и централизованное управление ИТ. Компоненты остаются практически теми же, но в корне меняется способ их взаимодействия.

«Главной проблемой при внедрении приложений бизнес-аналитики является политика», — признает Байтенбик. Одной из главных целей использования BI всегда была прозрачность. Реальность же такова, что сила многих менеджеров среднего звена состоит именно в отсутствии оной. Естественно, ни один их них в этом не признается и будет утверждать совершенно обратное. Именно здесь кроется большинство проблем. Из-за необходимости решения политических вопросов срок выполнения проекта может затянуться. Эта проблема была основной в прошлом, остается таковой сейчас, и есть опасение, что в будущем ситуация не изменится.