Нет ничего удивительного в том, что работники, имеющие навыки пользования корпоративными поисковыми системами и другими ИТ-инструментами, демонстрируют более высокую производительность труда по сравнению с сотрудниками, которые не блещут знанием компьютерных технологий.

Тем не менее авторы недавно завершенного исследования, целью которого было изучение значимости пятилетнего опыта использования ИТ в кадровом агентстве, специализирующемся на подборе руководителей среднего звена, были немало удивлены, выяснив, что навыки работы с ПК оказывают гораздо более весомое влияние на эффективность труда, чем рассылка электронных писем, телефонные звонки и даже личное общение с клиентами.

"Все вокруг говорят, что личные контакты играют определяющую роль, - отметил адъюнкт-профессор Бостонского университета Маршалл ван Элстайн, принимавший участие в работе центра электронного бизнеса при Массачусетском технологическом институте. - Однако наше исследование показало, что опыт работы с базами данных для успешного завершения проектов имеет гораздо большее значение по сравнению с личными контактами".

Ван Элстайн и его коллеги проанализировали окупаемость и сроки реализации более чем 1,3 тыс. проектов за последние пять лет, а также эффективность десятимесячной рассылки электронной почты и данных, сопоставив их с собственной оценкой работниками своих навыков в сфере ИТ, характера использования ими информационных технологий и интенсивности информационного обмена.

В распоряжении работников кадрового агентства, обследованного ван Элстайном, имеется внутренняя поисковая система и база данных, в которой содержится информация о текущих и прошлых проектах, сотрудниках фирмы, ее клиентах и потенциальных кандидатах на занятие вакантных должностей.

Работники, активно использующие базу данных, могут эффективно координировать проекты, а также следить за людьми, которые не подошли на текущие вакансии, но обладают достаточно высоким потенциалом для того, чтобы стать хорошими кандидатами на вновь открывающиеся позиции.

От баз данных к «социальным сетям»

Умение работать с базой данных непосредственным образом отражается на сроках завершения проектов, но совсем не обязательно является ключевым источником получения дохода. Результаты отдельного анализа показали, что высокая социальная активность работника сильнее влияет на рост доходов по сравнению с характеристиками возраста, пола, образования, приобретенных навыков, занимаемой должности и сложности проекта.

С разрешения участников опроса, каждому из которых заплатили по 100 долл., ван Элстайн и его коллеги проанализировали историю их электронной почты, с тем чтобы определить вероятность нахождения каждым из сотрудников кратчайшего пути от одного клиента к другому. По сути, велся поиск посредника, которому удалось заработать больше всех остальных.

Пока неясно, ведет ли построение социальных сетей на основе электронной почты к повышению эффективности труда или же здесь есть какие-то иные причины, но можно с уверенностью утверждать, что люди, которые активнее используют средства связи, быстрее получают новую информацию. "Мы обнаружили, что работники, эффективно эксплуатирующие средства связи, лучше других осведомлены о новейших методах ведения бизнеса, - отметил Элстайн. - У них есть доступ к более разносторонним источникам информации".

Профи не доверяют Google

В написании отчета, вышедшего под заголовком Information, Technology and Information Worker Productivity: Task Level Evidence ("Информация, технологии и эффективность труда работника, имеющего дело с информацией: результаты достижения поставленных целей"), принимали также участие Синан Арал и Эрик Бриньолфссон из Массачусетского технологического института. Среди сделанных ими выводов можно отметить следующие.

  • Опытные пользователи ИТ-систем медленнее реализуют каждый отдельный проект. Но в целом их труд оказывается более эффективным, потому что им лучше удается совмещать работу сразу над несколькими проектами одновременно. Однако за определенной чертой преимущества многозадачности нивелируются вследствие слишком высокой нагрузки. "В воздухе оказывается чересчур много мячей, и они начинают падать на землю", - отметил ван Элстайн.
  • Сотрудники, отправляющие короткие, четко сформулированные электронные сообщения, демонстрируют более высокие результаты по сравнению с теми, кто пишет длинные расплывчатые послания. "Ответа на объемные электронные письма, в которых не прослеживается конкретной цели, в среднем приходится ждать дольше, поскольку получатели не считают нужным немедленно реагировать на них", - пояснил ван Элстайн.
  • Специалисты, обладающие навыками поиска информации, избегают механизмов Google. "Опытные специалисты редко выбирают в качестве первичного источника информации общедоступные Web-страницы, - подчеркнул ван Элстайн. - Они предпочитают специализированные источники знаний, в роли которых могут выступать как люди, так и базы данных. Те же, у кого нет достаточного опыта, вынуждены обращаться к Google".