«Директор информационной службы»

Лейтмотивом первой региональной конференции Convergence EMEA 2006, организованной Microsoft Business Solutions, стала конвергенция бизнеса, информационных технологий и ИТ-сообщества. Бизнес-решения признаны в деловом мире как эффективный инструмент управления, который, оказавшись в умелых руках, способен не только повысить эффективность текущей деятельности, но и открыть перед компаниями новые горизонты развития. Задача ИТ — помочь бизнесу овладеть этим инструментом и добиться от него максимальной пользы
По мнению Билла Гейтса, служебные заботы и те, что не имеют непосредственного отношения к бизнесу, будут все теснее переплетаться: сотрудники, выполняя свои служебные задания, с помощью ИТ смогут одновременно отслеживать не только ключевые показатели бизнес-процессов, но и состояние дел дома, местонахождение детей и т. д.

В конференции Convergence EMEA 2006 приняли участие свыше 3 тыс. человек, представлявших 1200 организаций, работающих в более чем 30 отраслях. К сожалению, среди участников не было российских корпоративных пользователей — они съехались на Microsoft Business Forum 2006, отмеченный визитом Билла Гейтса и проводившийся в Москве в то же самое время, что и конференция Convergence EMEA в Мюнхене.

На протяжении десяти лет конференции Convergence проводились только в США. Поскольку основную массу клиентов MBS составляют средние компании, для которых посещение заокеанских мероприятий было не очень привлекательно как в финансовом плане, так и в отношении затрат времени, представители EMEA были редкими гостями на Convergence. С появлением подобных конференций в регионе EMEA европейские клиенты и партнеры MBS получили собственную площадку для обмена опытом в области решения бизнес-проблем с использованием ИТ, главным образом базирующихся на продуктах Microsoft.

«Наша цель — получить от пользователей обратную связь, которая поможет нам расставить приоритеты», — заявил Билл Гейтс, выступая на открытии европейской конференции.

Проведение конференций Convergence следует расценивать как определенный этап, характеризуемый новым уровнем зрелости как MBS, так и сообщества, которое сложилось вокруг этого подразделения и его программных продуктов.

«В США конференции Convergence вошли в число ключевых форумов в области ERP-приложений. Они пользуются большой популярностью, причем попасть туда стремятся не только представители сообщества Microsoft, но и все, кто хочет быть в курсе тенденций мира ERP», — пояснила Алена Геклер, вице-президент по глобальному маркетингу компании Columbus IT.

Водоворот конвергенции

По мнению Гейтса, в скором времени неизбежно произойдет конвергенция бизнеса и личной жизни широкого круга сотрудников. Служебные заботы и те, что не имеют непосредственного отношения к бизнесу, будут все теснее переплетаться, а грань между работой и домом станет все более размытой: сотрудники, выполняя свои служебные задания, с помощью цифровых технологий смогут одновременно отслеживать не только, например, ключевые показатели бизнес-процессов, но и состояние дел дома, местонахождение детей и др. В то же время программное обеспечение поможет сотрудникам, работающим с компьютером, провести правильные границы между профессиональной и персональной информацией. Подобные возможности у сотрудников появятся не только на работе, но и дома. Уже сегодня стиль жизни и работы все большего числа людей становится цифровым.

Чисто технически новые возможности откроются благодаря интеграции множества различных технологий и бизнес-приложений, унификации и методик работы с различными бизнес-приложениями. Разумеется, спектр устройств, которыми будут пользоваться сотрудники, будет весьма широк — от карманных устройств до стационарных «электронных приборных досок», напоминающих небольшие ситуационные центры, и сенсорных мониторов, встроенных или проецируемых на различные устройства.

Новые черты обретут и бизнес-системы. В частности, те, что появятся в недалеком будущем в семействе Microsoft Dynamics, унаследуют внешний облик наиболее массовых приложений, при этом концепция их пользовательского интерфейса станет унифицированной на глубоком, понятийном уровне, а потому и более удобной.

Неотъемлемой особенностью бизнес-систем Dynamics станет ориентация на поддержку различных должностных ролей, которые сотрудники выполняют в соответствии со своими служебными функциями и полномочиями. Гейтс выразил уверенность в том, что предприятия смогут существенно улучшить свою деятельность, опираясь на поддержку ролевых возможностей, продуманные до мелочей бизнес-модели и программные средства оценки эффективности бизнеса.

Динамика будущего

Глава Microsoft особо подчеркнул, что бизнес-системы на базе Dynamics хорошо впишутся в привычный ИТ-ландшафт, легко интегрируясь с офисными и Web-приложениями, системами бизнес-аналитики, серверными решениями корпорации. Кроме того, они будут поддерживать сервис-ориентированную архитектуру (Service-Oriented Architecture, SOA), обретут гибкость, какой не было прежде, и позволят взаимодействовать не только с внутренними источниками данных и сослуживцами, но также с внешними — в первую очередь с электронными площадками и с различными профессиональными сообществами (в корпорации убеждены: деятельность подобных сообществ уже очень скоро будет играть важную роль в повышении эффективности предприятий, достигаемой благодаря синергии специалистов-профессионалов).

Как рассказал Сатья Наделла, возглавляющий направление Microsoft Business Solutions, сотрудники подразделения исследований и разработок корпорации прикладывают серьезные усилия к тому, чтобы решить проблему повышения производительности предприятий при использовании ИТ (Гейтс назвал ее проблемой «последней мили производительности»). В Microsoft видят причину в том, что при создании бизнес-приложений (по сути — средств, используемых участниками бизнес-процессов) и программного обеспечения для ежедневной работы офисных сотрудников с информацией (их персональных рабочих инструментов, прежде всего, семейства Office) уделяется недостаточно внимания возможностям их совместного применения. Этот разрыв планируется преодолеть в ходе разработки готовящихся к выходу версий приложений.

Действительно, сотрудникам и менеджерам предприятий, как правило, бывает недостаточно информации, получаемой только из системы ERP или CRM, им требуются данные из нескольких систем, а также возможности для персональной и коллективной работы над документами, обсуждения важных вопросов и пр. Чтобы обеспечить доступ к информации из различных источников, а также электронное взаимодействие с коллегами, нужны средства наподобие SharePoint Portal. Решение проблемы «последней мили производительности» состоит в том, чтобы сделать работу пользователей одновременно со всеми этими средствами естественной и удобной. Важно, чтобы сотрудники тратили свое рабочее время на решение бизнес-задач, а не на «борьбу» с программным инструментарием, который они используют.

Для глубокого понимания

Важную роль в повышении эффективности бизнеса в Microsoft отводят возможностям бизнес-аналитики. Как подчеркивают руководители корпорации, при обсуждении проблем, связанных с BI, они концентрируют внимание на том, чтобы обеспечить топ-менеджменту глубокое понимание бизнеса.

По мнению Нила Холлоуэя, вице-президента Microsoft, возглавляющего бизнес корпорации в регионе EMEA, многие ИТ-специалисты по-прежнему считают, что бизнес-аналитика сводится к подготовке нужных данных и получению на их основе требуемых отчетов. На самом деле, это нечто большее — способность предоставлять сосредоточенную, предсказуемую, релевантную информацию и преобразовывать ее в интуитивные подсказки и догадки, важные для бизнеса.

«Когда в Microsoft говорят о бизнес-аналитике, то имеют в виду преобразование имеющихся данных в информацию, обеспечение доставки информации пользователям предприятия, а также предоставление им возможности принятия на ее основе решений там, где это нужно сотрудникам, — отметил Холлоуэй. — Необходимо убедиться, что во всей организации понимают, что именно происходит в настоящий момент. Бизнес-аналитика совместно используется внутри организаций для того, чтобы предоставить множеству людей доступ к информации, которая требуется для принятия всеобъемлющих решений. BI может простираться от персональной производительности труда до эффективности команды и организации в целом».

Таким образом, важно не только достичь глубины бизнес-аналитики, но и наладить ее широкое использование на предприятии, распространив соответствующие инструменты среди сотрудников, что позволит им принимать решения на основе необходимой для этого информации. Обеспечить извлечение и персонализированную доставку информации позволяет интеграция различных систем — SQL Server, бизнес-приложений Dynamics и офисных средств семейства Office (прежде всего Excel и SharePoint). В качестве одного из клиентских средств доступа к бизнес-аналитике может применяться Mobile Business Assistant — приложение на платформе Windows CE (оно должно появиться в течение 2007 года). Среди его функций — возможность нисходящей детализации данных, получение уведомлений о существенных событиях (вероятнее всего, эти оповещения будут генерироваться приложениями Dynamics), а также обмен информацией с другими сотрудниками и коллективная работа с данными.

Созданию Mobile Business Assistant в корпорации придают особое значение, поскольку не сомневаются в том, что роль мобильных пользователей и устройств в ближайшие годы будет расти. По данным IDC, в 2009 году около 27% сотрудников, работающих на развитых рынках, будут преимущественно мобильными.

Ожившие приложения

Важным событием прошедшей конференции стал анонс Microsoft Dynamics Live CRM — версии CRM-системы семейства приложений Dynamics, реализованной как программный сервис. Выход ее на американский рынок намечен на середину 2007 года. Таким образом, у пользователей системы Microsoft Dynamics CRM вскоре появится выбор между «традиционной» поставкой, версией, размещаемой у поставщиков услуг хостинга, и версией, реализованной на принципах программного обеспечения как сервиса (Software-as-a-Service, SaaS).

Ценовая и лицензионная политика в отношении Dynamics Live CRM еще не определена, но, как подчеркнули в корпорации, затраты на эту систему будут существенно ниже, чем на «традиционную» и хостинговую версии, поскольку Microsoft рассчитывает сделать бизнес-приложения, реализованные как сервисы, по-настоящему массовыми. В корпорации очень надеются, что благодаря щадящей стоимости лицензий и низким начальным затратам на приобретение Dynamics Live CRM эти бизнес-приложения станут популярными среди широкого круга малых и средних предприятий.

В настоящее время идет бета-тестирование Office Live — SaaS-версии популярного пакета офисных приложений Microsoft. Вскоре ожидается появление программных сервисов Windows Live.

Пользователи Microsoft смогут применять информационные системы, созданные посредством интеграции «традиционных», хостинговых и SaaS-версий приложений, предлагаемых Microsoft и другими поставщиками программных продуктов и услуг. Составной частью таких систем могут стать средства общения с коллегами по компании, а также с сообществами специалистов — профессионалов в различных областях.

Отвечая на вопрос, следует ли ожидать появления SaaS-версий ERP-продуктов семейства Dynamics, в Microsoft заявили, что, вполне возможно, это произойдет, но не в самой ближайшей перспективе.