«Сети»

Ежегодная конференция по IP-телефонии показала, что за последние десять лет технологии VoIP превратились в ключевой инструмент бизнес-коммуникаций

По мнению Аркадия Кремера, IP-технологии все глубже проникают в бизнес-процессы предприятий, позволяют отказаться от инвестиций в физические активы и развивать виртуальную составляющую бизнесаПо мнению Аркадия Кремера, председателя исполкома «Ассоциации документальной электросвязи», IP-технологии все глубже проникают в бизнес-процессы предприятий, позволяют отказаться от инвестиций в физические активы и развивать виртуальную составляющую бизнеса, получая удаленный доступ к корпоративным данным и приложениям, быть ближе к заказчику. IP-коммуникации все чаще используются для обеспечения совместной работы и способствуют повышению мобильности сотрудников вне зависимости от физической инфраструктуры офиса. Распространение широкополосного доступа в сочетании со зрелостью решений IP-УАТС обеспечивает полноценную работу из дома. Наличие виртуального широкополосного IP-канала позволяет маршрутизировать вызовы через IP-УАТС, используя преимущества корпоративных тарифов, выходить на междугородную и международную связь. Если прежде проблемы удаленного работника решались выделением ему мобильного телефона, то сегодня более эффективно комплексное подключение к приложениям телефонии и передачи данных.

«Существование в компании двух разных и никак не связанных между собой инфраструктур — традиционной и мобильной телефонии — абсурд. Конвергенция же этих телефонных технологий в свою очередь завязана на IP», — отметил президент компании CTI, руководитель рабочей группы по IP-коммуникациям Игорь Масленников.

С использованием функционала IP-УАТС на своем ноутбуке работник получает доступ к услугам голосовой и видеоконференц-связи, обмена сообщениями, совместной работы над документами и др. А если он покинет домашний офис, то посредством преобразования текста в речь срочные сообщения могут перенаправляться на его сотовый телефон.

Однако ожидания пользователей от IP-технологий оправдываются не всегда. Кремер видит причину подобного положения в том, что в IP-коммуникациях, как и в других высокотехнологичных продуктах, действует так называемое правило «десяти процентов»: заявленная поставщиком функциональность используется потребителем только на 10%. Это применимо и к обычному сотовому телефону, и к различным программным приложениям для IP-коммуникаций.

VoIP предъявляет более высокие требования к вспомогательной инфраструктуре — пропускной способности сетей, технической поддержке удаленных пользователей, средствам обеспечения информационной безопасности. IP-телефония несет в себе угрозы, знакомые пользователям Internet: вирусы, троянские программы, прослушивание сеансов связи, мошенничество с платным доступом, проблемы персональной цифровой идентификации и т. д.

Но, уверен Масленников, несмотря на перечисленные сложности, миграция абонентов городских сетей традиционной телефонии на платформу IP-коммуникаций, идет весьма активно. Яркий тому пример — создание французским национальным оператором France Telecom дочернего предприятия Wanadoo, которое не имеет собственной «медной» инфраструктуры и оказывает услуги телефонии посредством наложенной IP-сети. Материнская компания всячески поощряет своих абонентов к переходу в сеть Wanadoo. Схожие процессы наблюдаются в Великобритании и Германии. В России известный пример подобных действий демонстрирует компания «Комкор», которая на базе своей NGN-сети в Зеленограде предоставляет телефонные IP-сервисы. Ту же модель пытается реализовать «Центральный телеграф» в ряде районов Москвы.

Год назад клиентская IP-телефония начала проникновение в мобильные сети, зачастую несанкционированно, вынуждая операторов блокировать IP-трафик от таких провайдеров, как Skype. Сегодня, по словам Кремера, уже можно говорить о фактической легализации IP-телефонии в сетях сотовой связи и о конвергенции этих технологий. Весьма симптоматична недавняя покупка Cisco компании Orative, занимающейся производством программного обеспечения для подключения GSM-телефонов к корпоративным IP-коммутаторам и сервисам обмена сообщениями. Такая клиентская программа позволяет сотрудникам получать доступ к корпоративным приложениям, прослушивать голосовые сообщения, проверять статус присутствия коллег и т. д. Проблема стандартизации в области конвергенции мобильной и фиксированной связи для реализации мультимедийных приложений на базе IP-сети часто обсуждается в Международном cоюзе электросвязи.

Технологические аспекты

Масленников полагает, что конвергентные процессы привели к коренному пересмотру представлений о сетях следующего поколения: «Если ранее под аббревиатурой NGN понимали сеть на базе программного коммутатора и подключенных к нему медиашлюзов, то в этом году идея программных коммутаторов была окончательно похоронена. На наших глазах происходит становление нового класса оборудования — граничных контроллеров сессий».

По мнению докладчика, все чаще при строительстве транзитных IP-сетей операторы используют такие контроллеры (Session Border Controller, SBC) в качестве распределенного программного коммутатора. Фактически это позволяет построить инфраструктуру, в которой узлы коммутации трафика распределены по сети. А управляет ими другая функциональная часть контроллеров, которая служит сервером интеллектуальной маршрутизации и тесно связана с биллинговой системой оператора.

Если поначалу граничные контроллеры сессий представляли собой устройства «все в одном», то теперь они разделились на несколько классов оборудования. И все из-за того, что количество функций, которые SBC играют на сети, довольно велико. Сейчас они выделяются в самостоятельные системы. Одни контроллеры работают с медиатрафиком; другие играют роль сетевых экранов или средств обеспечения безопасности. Особую роль играют SBC, служащие для подключения клиентов к операторской сети.

Коммуникации в бизнесе

Чем глубже IP-коммуникации проникают в бизнес-процессы предприятий, тем более ориентированными на бизнес становятся продукты поставщиков систем связи. Свежий пример решения для интеграции систем IP-коммуникаций в бизнес продемонстрировала компании Avaya. Ее инженеры работают над новым продуктом под кодовым наименованием Communication Enabled Business Process. CEBP представляет собой программный пакет, позволяющий коммуникационным решениям Avaya интегрироваться в бизнес-процессы предприятий через Web-сервисы. CEBP предоставит множество полезных коммуникационных функций, включая поиск и вызов корпоративных абонентов через те терминалы, которыми они традиционно пользуются; подтверждение факта доставки срочной информации через различные сети и терминалы; доставку информации с последующим голосовым соединением; поиск абонента в различных сетях и подключение его к конференции; передачу абоненту списка действий и контроль над их исполнением.

И хотя МГТС — наиболее развитая городская телефонная сеть в России — по-прежнему обслуживает около 3 млн. аналоговых абонентов, а бюджет Avaya, одного из лидеров рынка решений для IP-коммуникаций, на 70% зависит от поставок классических телефонных систем, форум продемонстрировал единство мнений в отношении зрелости коммуникационных технологий на базе IP. 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями