Поэтому BI помогает бизнесу не только обрести "интеллект", но и стать более проницательным: уметь выделять источники и собирать необходимые данные, формировать в соответствии с целями бизнеса единое представление данных и процессов, обеспечивать доступ всем заинтересованным специалистам, оперативно осуществлять анализ, а главное, соответствующим образом влиять на бизнес-среду, чтобы улучшить экономические показатели. Для этого необходимо перейти от информационной анархии (у каждого подразделения свои показатели и системы отчетности) или диктатуры (результатами анализа пользуются только руководители) к информационной демократии в рамках корпоративной архитектуры. В этих условиях руководству предприятий своевременно предоставляется достоверная информация о том, что происходит в компании (какие из поставщиков наиболее надежны, по каким группам продуктов чаще всего предъявляются претензии), помогающая выявить причины сложившегося положения (почему растут накладные расходы), оценить, как можно повлиять на ситуацию (изменение сбыта в зависимости от уровня цен) и скорректировать соответствующие правила и регламенты бизнес-процессов (целевые маркетинговые компании, оптимизированные цепочки поставок).

Сегодня предлагается немало технологий и решений по автоматизации деятельности компаний, однако условия конкуренции стали настолько жесткими, что не только крупные компании, но и средние и малые предприятия вынуждены применять оперативные интеллектуальные инструменты анализа имеющихся данных и поддержки бизнес-процессов. Рынок этих технологий и их популярность у пользователей стремительно растет, в том числе и в России.

Рынок и предложения

Четвертая конференция "Business Intelligence: рыночные тенденции, успешные проекты и новые сферы применения", организованная IDC и издательством "Открытые системы", собрала более трехсот ведущих экспертов, российских и зарубежных поставщиков решений, разработчиков и пользователей систем, а также представителей СМИ. По мнению участников конференции, технологии BI достигли такого уровня зрелости, когда их можно успешно применять в различных отраслях не только для выявления тенденций, но и для измерения эффективности бизнес–процессов, управления цепочками поставок и сбыта, анализа рисков и конкурентного анализа.

За 2005 год объем российского рынка систем BI удвоился и превысил 40 млн. долл. По оценкам IDC, его развитие определяют, прежде всего, потребности крупных предприятий нефтегазовой отрасли, банков, телекоммуникационных, транспортных и страховых компаний, розничных сетей, а также государственных структур. Стимулирует внедрение средств бизнес-анализа данных необходимость экономического регулирования и усиление конкурентной борьбы, выход на зарубежные фондовые рынки, активизация процессов слияния и поглощения компаний, требующие прозрачности бизнеса. Если раньше крупные заказчики вкладывали средства преимущественно в инфраструктурные компоненты для построения хранилищ данных, то, овладев технологиями регистрации результатов происходящих операций, компании хотели бы извлекать из этих данных ценную информацию. Растет интерес к аналитическим приложениям и решениям, способствующим переосмыслению процессов деятельности и созданию дополнительных ценностей за счет анализа имеющихся данных.

На конференции были представлены BI-решения различных "весовых категорий". IBM, например, предлагает и типовую аппаратно-программную конфигурацию Balanced Configuration Unit - сервер, оптимизированный для масштабируемого хранилища данных со всем необходимым программным обеспечением и устройствами хранения, и новую версию СУБД DB2 9, поддерживающую компрессию и управление XML-данными, и программные средства интеграции данных IBM Information Server, и типовые отраслевые решения, а также консалтинговые услуги для клиентов.

Поставщики СУБД - Sybase и Teradata - не только усовершенствовали свои системы, но и предлагают консалтинговые услуги на базе типовых моделей и методик для аналитических систем в финансовых, страховых, телекоммуникационных и других компаниях.

Компании, специализирующиеся на BI-средствах (Business Objects, Hyperion, Informatica, Sunopsis и др.), предлагают продукты, возможности которых благодаря конвергенции технологий, опоре на сервисную архитектуру и открытые интерфейсы, постепенно сближаются. Эти продукты обеспечивают возможность встраивания в неоднородные системы и поддерживают коллективную работу пользователей. Поэтому многие компании начинают рассматривать компоненты бизнес-аналитики в качестве центральной части своих корпоративных систем как на уровне интеграции данных, так и бизнес-процессов.

Если три года назад российские производители на подобных форумах практически отсутствовали, то участники нынешней конференции имели возможность ознакомиться с отечественными продуктами и технологиями BI. Учет специфики конкретных предметных областей должен облегчить развертывание и внедрение систем у конечного пользователя. Поэтому российская компания BI Partner сконцентрировалась на разработке типовой модели данных, поддерживающей создание сквозных систем аналитической отчетности для управляющих и инвестиционных компаний.

Новая версия аналитического комплекса пермской компании "Прогноз" предлагает промышленные технологии интеграции данных и инструментальную среду разработки информационно-аналитических и поддерживающих принятие решений систем на базе открытой архитектуры и методов статистического анализа, имитационного и эконометрического моделирования и прогнозирования.

Система оперативного управления компании «Ай-Теко» предназначена для крупных компаний, имеющих множество разнородных территориально распределенных источников данных. Решается задача стандартизации представления данных и оперативного доступа к ним с обеспечением целостности и сохранением функциональности существующих на местах систем. Для этого строится единая логическая модель системы показателей эффективности бизнеса. Централизация данных воплощается сочетанием технологий консолидации данных и федеративного доступа, а интеграция приложений происходит с помощью транспортной среды, адаптеров и системы словарей и справочников. За счет этого обеспечивается необходимая полнота данных для всеобъемлющего анализа и оперативного управления компанией.

Не только хранилища данных

Большинство докладов было посвящено не столько достоинствам отдельных продуктов и технологий, сколько опыту реализации и внедрения целевых систем BI в организациях-пользователях.

Одно из ключевых направлений развития бизнеса крупнейшего оператора сотовой связи "ВымпелКом" (брэнд «Билайн» был оценен в этом году в 156 млрд. руб.) – совершенствование маркетинга – обеспечивает не только продвижение услуг и удержание клиентов, но и стимулирование сбыта и улучшение работы дилерской сети. Стратегия развития компании до 2010 года включает в себя поэтапный переход от массовых кампаний к сегментированию клиентской базы, затем к целевому, управляемому по событиям, и наконец, к полностью интерактивному маркетингу. Ключевым фактором успеха ИТ-инициатив в компании считают ориентацию на потребности бизнеса и мотивацию заказчиков, соединение информационных технологий и бизнес-процессов, а также создание высокопрофессиональной команды разработки, внедрения, поддержки и развития системы, в которую помимо специалистов «ВымпелКома» вошли представители консалтинговых служб IBM BCS и «Арстел-Консалтинг». За три года (проект стартовал в конце 2003 года) реализовано четыре версии BI-системы для накопления и анализа данных о действиях клиентов и результатах кампаний. Аналитики, менеджеры среднего звена и руководители служб маркетинга, продаж, продуктов и финансов центрального офиса и 90 региональных филиалов - всего 650 человек - могут пользоваться системой 20 часов в сутки. В хранилище данных (более 500 таблиц общим объемом 70 Тбайт) ежедневно загружается 150 Гбайт данных из 20 источников. С помощью типовой модели данных отслеживается свыше 400 показателей, характеризующих действия абонентов за последние 13 месяцев. Внедрены средства глубинного анализа данных. Система эксплуатируется на серверной платформе Sun E25K с СУБД Oracle и дисковой системой HP XP1024, загрузку и трансформацию данных обеспечивают средства компании Informatica, а оперативную аналитическую обработку и подготовку отчетов - средства Business Objects.

В основу ИТ-стратегии розничной сети «М.Видео» (75 гипермаркетов, предлагающих свыше 20 тыс. товаров бытовой техники и электроники в 20 городах России) положена интеграция данных и приложений, обеспечивающая непрерывность информационных потоков и централизованное ведение основных данных о товарах, контрагентах, клиентах и сотрудниках. Аналитическая отчетность для подразделений и руководства должна формироваться на базе единого хранилища исторических данных. При этом вместо доморощенных разработок было решено применять только оттестированные корпоративные решения СУБД Sybase IQ и средства визуализации отчетности MicroStrategy. Для интеграции многочисленных приложений (среди них SAP, «1С”, корпоративная информационная система на Microsoft SQL Server и др.) применена технология Active Integration Hub компании Sunopsis.

Бизнес компании «Лукойл-Интер-Кард» ориентирован на предоставление услуг предприятиям и гражданам, которые являются держателями почти 2 млн. дисконтных и платежных карт. Компания обслуживает систему расчета за топливо на 2200 АЗС и терминалах в 71 регионе России и в сопредельных государствах. Расширение географии продаж, спектра продуктов и услуг, необходимость привлечения и удержания клиентов сетей, а также обслуживание платежной системы требуют постоянной и оперативной оценки складывающейся ситуации. В имевшейся системе на подготовку нестандартных отчетов тратилось несколько дней, алгоритмы отличались непрозрачностью, а региональным подразделениям было сложно получить доступ к данным головного офиса. В связи с этим было решено создать аналитическое хранилище данных. В качестве инструментов была выбрана методология SAFE, эталонная модель хранилища данных Sybase IWS, а также специализированная СУБД Sybase IQ, в которой данные хранятся по столбцам, а индексы оптимизированы для аналитической обработки. Проект предусматривал подготовку регламентных отчетов, стандартных и произвольных запросов, решение задач глубинного анализа данных и прогнозирования ситуации. Адаптация модели данных, разработка процедур загрузки данных, создание регламентных отчетов, настройка рабочих мест аналитиков и развертывание системы потребовали минимальных трудозатрат (24 человеко-дня). В результате время получения результатов сократилось до нескольких секунд, специалисты получили возможность не только самостоятельно формировать отчеты, но и детализировать их, решая задачи разработки новых карточных продуктов, повышения доходов и снижения издержек, сегментации клиентской базы, предотвращения злоупотреблений и мошенничества и т.д. В то же время отдел обработки данных смог направить часть персонала, занимавшегося отчетностью, на решение других задач.

Приложения, инструменты и данные должны работать вместе

Участники дискуссии, завершившей конференцию, отметили, что хотя темпы роста рынка BI в целом опережают расширение сектора ИТ, отдельные факторы сдерживают внедрение многообещающих средств превращения данных в информацию, а затем и в прибыль. «Информационная демократия» требует не только отхода от "пирамид управления" прошлого века, но и создания коллективной среды принятия решений, которая немыслима без наличия навыков аналитической работы, согласованного видения целей деятельности, семантики данных и показателей эффективности – единого языка общения специалистов, сервисов и бизнес-процессов. По-видимому, получат развитие и общая архитектура средств BI в привязке к общекорпоративной архитектуре, и типовые отраслевые решения, и модели данных и бизнес-процессов.

Немаловажный вопрос, особенно с точки зрения среднего и малого бизнеса – цена BI-решения и свобода выбора его компонентов. В этой связи определенный интерес представляют разработки в рамках открытой инициативы BIRT (Business Intelligence and Reporting Tools), направленной на создание межплатформенных средств BI и подготовки отчетов на базе стандартов XML и среды Eclipse. Известно, что 85% корпоративных данных хранятся в неструктурированной или слабоструктурированной форме, и хотя уже имеются технологии извлечения фактов, эти два мира пока существуют отдельно. Быть может, эти и другие темы прозвучат на следующей конференции?


Мнение экспертов

Из отчета Gartner Group (1996 год): "В 21 веке информационную демократию будут развивать наиболее передовые компании, предоставляя данные и средства анализа в распоряжение сотрудников, консультантов, клиентов, поставщиков и рядовых граждан. Основа преуспевания в условиях жесткой рыночной борьбы – надежные конкурентные преимущества. Для принятия верных решений на основе точной и актуальной информации одной интуиции недостаточно. С помощью анализа данных, обработки запросов и подготовки отчетов пользователи в сфере бизнеса смогут ориентироваться в "море" данных и извлекать из них ценную информацию. Эти инструменты сегодня называют средствами Business Intelligence."

Франк Байтендик, вице-президент Hyperion: Расширение информационной демократии – одно из ключевых направлений развития Business Intelligence. Именно обеспеченность информацией, а не уровень цен и качества конкретных продуктов или услуг, создает сегодня конкурентные преимущества. Поэтому управление информационными ресурсами — необходимое условие существования любой организации. Существуют три основные проблемы управления информацией: необходимы технологии, и их предоставляют инструменты BI; отлаженные бизнес-процессы, и компании совершенствуют их; культура обмена информацией, и бизнесу здесь есть чему поучиться, например, у государственных органов демократических государств, которые все активнее применяют методы и средства BI."

Валерий Артемьев, советник директора главного центра информатизации Банка России: "У качества данных есть две составляющие. Можно 25% проконтролировать по заданным критериям: точность, соответствие, непротиворечивость, а 75% зависят от методологии, управления метаданными и неструктурированной информации. Если вы формально "очистили" данные, но не согласовали термины и показатели, вы получите некорректный результат и не сможете принять правильное решение".

Бетси Бартон, вице-президент Gartner: "Нужно донести до сознания пользователей, что возможности BI за последние годы радикально изменились. Традиционно эти средства были "элитарными": доступ к результатам анализа в форме отчетов или индикаторных панелей имел достаточно узкий круг сотрудников. Мы за то, чтобы методы BI более широко применялись при принятии и количественной оценке решений, и объясняем клиентам, как эти средства помогают руководить бизнесом, измерять и оптимизировать эффективность, выявлять скрытые закономерности и возможности, внедрять новые методы и процессы, изменяющие характер деятельности организации".

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями