Лидер рынка оборудования, использующегося при построении сетей хранения, начинает экспансию в России
Николай Умнов: «В этом году мы наблюдаем взрывообразный рост продаж тяжелых решений»

В конце ноября компания Brocade провела свою первую конференцию для российских партнеров и клиентов, объявив на ней, что, даже оставаясь незаметной, ей удается удерживать более половины отечественного рынка оборудования для построения сетей хранения (Storage Area Network, SAN). В мероприятии приняли участие партнеры Brocade, в том числе компании EMC, Fujitsu Siemens Computers, Hitachi Data Systems, Hewlett-Packard, IBM, Sun Microsystems, а также российские системные интеграторы.

По данным Dell’Oro Group, объем рынка коммуникационного оборудования для сетей хранения во втором квартале 2006 года составил 383 млн. долл. Brocade заняла 48,5% этого рынка, включая продажи через OEM-партнеров (оборудование Brocade под собственными торговыми марками продает целый ряд ведущих ИТ-компаний). Доли двух других крупнейших конкурентов Brocade, компаний McData и Cisco, составили 25,6 и 22,8% соответственно. Еще 3% рынка удерживает компания QLogic. По России аналогичной статистики нет, но как уверяет глава представительства компании Николай Умнов, ситуация в нашей стране для Brocade еще благоприятнее.

Сейчас Brocade чувствует себя вполне уверенно, однако недавнее прошлое компании было довольно непростым. Компания заметно росла до 2001 года, после чего ее оборот несколько лет колебался в пределах 500-600 млн. долл. В 2005 году Brocade попала под расследование Комиссии по биржам и ценным бумагам США и в итоге оказалась вынуждена корректировать результаты нескольких кварталов. Трудности компании сопровождались отставками генерального и финансового директоров. Но отчетный год, завершившийся 28 октября, оказался более удачным — продажи вновь начали расти, достигнув 750,6 млн. долл.

Вскоре рыночная доля Brocade значительно увеличится. Недавно было объявлено о том, что она поглотит компанию McData. В результате сделки акционеры McData получат 30-процентную долю в Brocade стоимостью около 713 млн. долл. Закрытие сделки должно произойти в начале 2007 года, и сейчас представители компании дают крайне сдержанные комментарии по поводу ее конкретных последствий.

Brocade продолжит развивать текущие продуктовые линейки McData вплоть до перехода на новые поколения технологий — 8-гигабитный вариант Fibre Channel 8 Гбит/с и 10G Ethernet. Впрочем, до этого еще достаточно далеко. По расчетам Dell’Oro Group, нынешний, 4-гигабитный вариант технологии Fibre Channel будет доминировать на рынке до 2010 года, а то и дольше.

Российское представительство Brocade начало работать 1 октября 2005 года. До этого бизнес в регионе курировался из австрийского офиса. Тем не менее схема продаж оборудования не изменилась. Несмотря на то, что коммутаторы под брэндом Brocade в природе существуют, в России оборудование компании продается только OEM-партнерами под их собственными торговыми марками. Соответственно, системные интеграторы являются партнерами OEM-партнеров Brocade.

«Мы в России не пытаемся строить какой-то канал, потому что это неразумно, — заявил Умнов. — У наших OEM-партнеров здесь большие подразделения продаж и дилерские сети».

По словам Умнова, отечественные заказчики (как правило, они представляют телекоммуникационную, транспортную и нефтегазовую отрасли, а также банки) начали консолидировать свои системы хранения данных, строить сети хранения, создавать резервные системы. На текущий момент в России продано несколько десятков наиболее сложных директоров SilkWorm 48000. Подавляющая часть оборудования, поставляющегося в нашу страну, использует технологию Fibre Channel. Наиболее значимый проект был осуществлен в компании «ВымпелКом» при участии системного интегратора Jet Infosystems.

Пока, впрочем, объемы данных не у всех заказчиков велики, многие до сих пор используют подключаемые напрямую системы хранения данных (Direct Attached Storage, DAS); но качественные изменения не за горами.

«В Европе волна перехода к консолидированным решениям спадает, а в России она только начинается», — полагает Умнов.

А потому было принято решение об увеличении инвестиций в России, которые будут истрачены на различные мероприятия для партнеров и, возможно, увеличение штата представительства: с увеличением доли сложных устройств в структуре продаж необходимость консультаций со стороны производителя возрастает, даже если оборудование формально и поставляется OEM-партнерами.