Экономия государственных средств за счет автоматизации возможна не только в сфере электронной торговли

В то время как государство старается «повернуться лицом» к населению, реализуя масштабные и долгосрочные программы автоматизации федерального уровня, частные компании уже неплохо освоили этот сегмент, предлагая хотя и достаточно специализированные, но вполне работоспособные и тиражируемые решения для конкретных ведомств. При этом если еще пару лет назад самой «модной» областью автоматизации работы госструктур были решения для электронной торговли, то сегодня популярны системы и для других сфер применения. Так, входящая в «Национальную компьютерную корпорацию» компания «Систематика» в конце ноября объявила о завершении патентования разработанной ею автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения» (АИС ЭСРН). Это типовое решение представляет собой своего рода отраслевую CRM-систему для органов социальной защиты в субъектах РФ. Только вместо поставщиков, клиентов и партнеров ее объектами являются социально незащищенные граждане — пенсионеры, ветераны и т. д. Функционал АИС ЭСРН включает в себя персонифицированный учет «льготников», возможность планирования работы сотрудников органов соцзащиты на основе полной и актуальной информации, возможность ведения «личного социального паспорта» гражданина и мониторинга оказания ему услуг.

«Регистр охватывает весь спектр практических вопросов социальной защиты — начиная от учета обращений граждан до обеспечения адресного оказания социальных услуг, включая решение аналитических и статистических задач», — заявил вице-президент «Систематики» Вадим Злобин. По его словам, обеспечиваемая системой обработка персональных данных о фактически оказанной социальной помощи позволяет более точно планировать расходование бюджетных средств. Также значительно снижаются временные издержки на прием граждан и обработку их запросов: например, петербургская АИС ЭСРН (самая крупная сегодня инсталляция в стране) экономит около 2 млн. человеко-часов в год. Правда, как подчеркнул Злобин, при расчете этой цифры использовались старые советские методики, однако судить об эффективности системы по ним можно.

Проект в Петербурге стал отправной точкой для широкого распространения АИС ЭСРН: по словам Злобина, многие регионы ждали, чем закончится это внедрение и каковы будут его результаты, прежде чем решиться на установку аналогичной системы у себя. Результаты оказались впечатляющими: система позволяет вести и обрабатывать сведения о более чем 3,5 млн. человек, обращающихся за социальной помощью, и обеспечивает работу 650 пользователей на 13 территориально распределенных площадках. Кроме того, в информационном обмене с органами соцзащиты участвуют структуры, оказывающие медицинские услуги и поставляющие льготные лекарства, отвечающие за начисление жилищных компенсаций и пособий, автотранспортные предприятия. Поэтому сегодня кроме Санкт-Петербурга решение «Систематики» используется еще в шести российских регионах — в Тюменской, Ярославской, Саратовской, Свердловской областях, Карелии и Мордовии, Ханты-Мансийском автономном округе.

Не продукты, а стандарты

Несмотря на растущий интерес к ЭСРН, в «Систематике» не считают повсеместное распространение этой системы единственно приемлемым вариантом автоматизации органов соцзащиты в масштабе страны. По мнению Злобина, намного важнее создать национальный стандарт для таких систем, которым могли бы руководствоваться как разработчики, так и заказчики при проведении тендеров. Между тем, вице-президент «Систематики» утверждает, что сегодня у ЭСРН фактически нет прямых конкурентов, поскольку решения, созданные локальными компаниями, «заточены» под специфику конкретных заказчиков, они плохо унифицируются и тиражируются.

Тем не менее ни в компании, ни в соответствующих федеральных органах власти не хотят «закрывать дорогу» разработчикам: и в настоящее время в «Систематике» занимаются составлением требований к типовому Социальному регистру населения в рамках соответствующего конкурса Мининформсвязи. «Инициатива по унификации подобных систем исходит с федерального уровня», — подчеркнул Злобин. По его словам, результатом работы компании по данному лоту будет некий набор стандартов, функциональных характеристик и рекомендаций, благодаря которым интеграция различных систем в единое информационное пространство будет проходить быстро и просто.

«При создании типовых решений по информатизации деятельности региональных органов власти в рамках программы ‘Электронная Россия’ более целесообразным будет распространять в регионах не готовые программные продукты, а стандартные требования к таким системам, утвержденные на федеральном уровне», — полагает Злобин. По его мнению, такой подход предпочтительнее еще и потому, что цена программного продукта составляет не основную часть проекта по внедрению системы: значительная часть средств расходуется на внедрение, услуги по поддержке системы и т. д.

Также, говоря о важности регистров населения, Злобин сообщил, что создание таких систем позволяет не только автоматизировать работу конкретных ведомств, но и приступить к реализации проектов в масштабе региона по внедрению социальных карт, созданию сети киосков самообслуживания и доступа к информации, решать задачи административной реформы по регламентации оказания услуг, а также выработке и контролю стандартов их качества. «Без создания же ведомственных систем в органах социальной защиты такие проекты невозможны», — считает Злобин.