«Директор информационной службы»

Переход к сервис-ориентированным архитектурам — затратное мероприятие, но это революционное обновление информационных систем для достижения целей предприятия

Ори Инбар: «SOA мы рассматриваем как жизненно необходимую концепцию, которая позволяет сформулировать стратегические цели»Многочисленны возможные пути к внедрению сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA) и столь же многочисленны оценки роли этого явления в современных ИТ. Своей точкой зрения на многие актуальные проблемы, связанные с SOA, с редактором журнала «Директор информационной службы» Константином Поляковым поделился Ори Инбар, вице-президент корпорации SAP по маркетингу решений на платформе NetWeaver.

Концепция SOA шире области Web-приложений, однако реальность такова, что большинство реализаций SOA основаны на Web-сервисах. В чем причина этого?

Web-сервисы позволяют решить проблему консолидации приложений. Они также используются для решения проблем управления и т. д. А SOA мы рассматриваем как жизненно необходимую концепцию, которая позволяет сформулировать стратегические цели. Но она относится скорее к области романтики и позволяет осмыслить Web-сервисы в контексте бизнес-процессов. Правильнее говорить об использовании Web-технологий для достижения целей предприятия.

Что вы можете сказать о перспективах использования XML в задачах интеграции приложений? Приходится сталкиваться с весьма низкой оценкой производительности XML…

Мне кажется, что на этапе внедрения применимость каждой перспективной технологии может быть поставлена под сомнение с точки зрения производительности, масштабируемости, устойчивости и т. д. До последнего времени, если посмотреть на решения SAP, все Web-сервисы были основаны на XML. На настоящий момент мы можем преодолеть недостатки этого формата с помощью различных приемов, например за счет сжатия. То, что бежит по проводам, — не совсем XML. Конечно, вы можете отметить, что интерфейсы, основанные на XML, работают чуть медленнее, но разница становится все менее заметной и в будущем исчезнет совсем. Главная сила XML — простота определения — останется, а недостаточная производительность уйдет в прошлое.

В России многие предприятия имеют большое количество унаследованных информационных систем. Что вы можете посоветовать руководителям этих предприятий, которые задумываются о внедрении SOA и хотели бы сохранить инвестиции?

Прежде всего, отмечу, что, с одной стороны, предприятия малого и среднего бизнеса вряд ли будут интересоваться SOA. Им нужны решения, которые просто внедрять и использовать, с низкой стоимостью эксплуатации. С другой стороны, им требуется большая гибкость приложений. И эта потребность предполагает ИТ-архитектуру, которая имеет черты SOA. Им необходима возможность быстрого переконфигурирования приложений, например миниатюрной ERP-системы, которое можно выполнить при небольшом числе специалистов. Это реализуемо только в среде SOA. Таким образом, для средних и малых предприятий нет разумной альтернативы обращению к SOA. Но это проблема не клиентов, а наших партнеров. Малые и средние предприятия, скорее всего, будут покупать приложения не непосредственно у SAP, а у компаний, являющихся нашими партнерами, которые смогут предложить клиентами адаптированные к их интересам решения.

Будет ли SOA способствовать снижению издержек бизнеса?

Безусловно, и это будет обусловлено гибкостью приложений в рамках архитектуры SOA. В первую очередь снизится себестоимость разработок клиентов, которые заинтересованы в повторном использовании фрагментов старых приложений при создании новых. И среда SOA предоставляет им такую возможность. С другой стороны, следует учитывать, что переход к SOA — очень затратное мероприятие, но это революционная технология.

Можете ли вы оценить совокупную стоимость владения приложениями сервис-ориентированной архитектуры? Не произойдет ли сдвига расходов с фазы внедрения на фазу поддержки, которая потребует наличия высококвалифицированного персонала?

Нельзя сказать, что стоимость внедрения такими приложениями в чистом виде сильно отличается от стоимости внедрения других систем. Однако, благодаря гибкости решений этого класса по сравнению со стоимостью заказной разработки подобного приложения «с нуля», вы получите огромную экономию средств. Также мы не заметили существенных изменений в потребности поддержки приложений такого рода. Произошли изменения скорее в структуре поддержки. Если в прошлом до 80% расходов приходилось на разработчиков, то теперь больше расходов приходится на оплату труда экспертов по бизнес-процессам. Также очевидно, что чем меньше кода вы пишете, тем меньше делаете ошибок и, следовательно, требуется меньше поддержки. Кроме того, значительная ее часть перекладывается на сообщество разработчиков. По нашим оценкам — около 10%. Все это в итоге снижает стоимость поддержки.

Каковы, с вашей точки зрения, основные риски использования SOA-приложений и каким образом можно их контролировать?

Основной риск заключается в том, что такие приложения имеют распределенную структуру, и каждый может принять участие в разработке его потенциальных элементов — сервисов. Когда вы будете собирать эти тысячи разнородных кирпичиков в единый процесс, могут возникнуть конфликты между ними. Что касается контроля рисков, то, наверное, мы первыми заявили, что готовы поддерживать взаимодействие с любыми приложениями после возможно необходимой их доработки. Это несколько снижает риски указанного рода. Кроме того, мы документируем и распространяем по сообществу разработчиков наш опыт снижения рисков.

Какие отрасли наиболее готовы к восприятию SOA?

Это зависит от степени ориентации на клиента. Прежде всего, это банки. Также мы наблюдаем интерес в госсекторе и розничной торговле. Некоторые высокотехнологичные отрасли, такие как телеком, также готовы к использованию SOA.

Какое влияние может оказать SOA на рынок труда, как изменится структура ИТ-профессий?

Если ранее основную роль играли узкие специалисты, знания в основном требовались горизонтальные, например специалист по CRM-системам, то теперь основную роль будут играть эксперты по бизнес-процессам, специалисты по определенным отраслевым вертикалям. Потребуется меньше разработчиков, например программистов на Java, хотя всегда сохранится потребность в них. Уйдут в прошлое некоторые администраторы, например администраторы баз данных. Управление хранением данных возьмут на себя приложения. 


SOA сулит заманчивые перспективы

По данным опубликованного недавно исследования IDC, сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA) будет оказывать большое влияние на рынок ИТ-услуг в целом, поскольку для реализации этой архитектуры требуются инвестиции в создание еще целого ряда дополнительных сервисов. В их число входит консалтинг и интеграция систем, а в дальнейшем аутсорсинг, управление приложениями, техническая поддержка и обучение. Аналитики IDC прогнозирует инвестиции в эти дополнительные сервисы в 2006 году в размере 8,6 млрд. долл., что составит 138-процентный рост по сравнению с 2005 годом, когда этот показатель составлял 3,6 млрд. долл. В 2010 году, по оценкам SOA, этот рынок достигнет 33,8 млрд. долл.

«Очевидно, что в ближайшие годы SOA откроет перед поставщиками ИТ-услуг широчайшие горизонты, — заявила Марианна Хедин, менеджер исследовательских программ IDC, которая в настоящее время ведет программу Worldwide Services and Services-Oriented Architecture: The Services Opportunity. — Поставщикам услуг нужно существенно повысить свою квалификацию в SOA, с тем чтобы активно помогать клиентам на всех этапах их непростого ‘путешествия’ в глубины SOA, которое может занять несколько лет».

Основной возможностью приложения сил для поставщиков ИТ-услуг в ближайшие пять лет по-прежнему останется системная интеграция.

Исследование IDC показало, что наиболее активно осваивают SOA предприятия, действующие в сфере доставки или перевозок, производственные предприятия, компании сферы услуг, а также финансовые институты.