«Открытые системы»

Отечественная индустрия информационных технологий за последнее пятилетие демонстрирует впечатляющую динамику развития. По данным Министерства информационных технологий и связи РФ, ежегодный рост отрасли на 20-25% втрое опережает рост отечественной экономики в целом. И если есть серьезный тормоз, способный помешать и дальше не сбавлять обороты, то это, безусловно, кадры

По словам Виктора Никитина, на основании рекомендаций экспертных групп, а затем интервьюирования представителей ИТ-компаний был определен перечень из 13 профессий, по которым и идет разработка проектов профстандартовИзвестно, что выпускников вузов по ИТ-специальностям из года в год не хватает, чтобы удовлетворить потребности отрасли. Известно также, что уровень подготовки студентов в области информационных технологий, как правило, не устраивает работодателей, которым приходится тратить время и деньги на «доводку» молодых специалистов, приходящих со студенческой скамьи не готовыми к работе в условиях реального бизнеса.

Один из путей решения проблемы представители ИТ-индустрии и образовательной сферы видят в том, чтобы сформулировать четкие квалификационные критерии, которые позволят определить требования к специалистам отрасли и на этой основе формировать стандарты их подготовки на разных уровнях российской системы профессионального образования. С лета этого года ведется работа над профессиональными стандартами в области ИТ, описывающими должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями. Основные участники и заинтересованные лица проекта по разработке профстандартов рассказали журналистам издательства «Открытые системы» о его ходе и перспективах.

Что нужно отрасли

Заказчиком профессиональных стандартов в области ИТ выступает Мининформсвязи РФ. Как пояснил директор департамента по стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов, разработка таких стандартов нацелена на решение нескольких наиболее острых кадровых проблем отрасли, среди которых нехватка специалистов среднего звена, несоответствие существующих образовательных стандартов требованиям современного бизнеса, а также международным стандартам подготовки ИТ-специалистов. По словам Бяхова, последнее обстоятельство приобретает все большее значение по мере интеграции российского рынка труда ИТ-профессионалов в международный рынок. В стране из года в год появляются новые исследовательские подразделения различных международных компаний, внутрикорпоративные требования которых настроены на вполне определенные международные стандарты. Без соответствующей привязки отечественных квалификационных требований к таким стандартам российские специалисты могут лишиться возможности свободно строить карьеру, выбирая по своему усмотрению в качестве места работы российскую или западную компанию.

Спонсорами проекта разработки профессиональных стандартов выступают ИТ-компании, руководители которых входят в совет по ИТ при министре Леониде Реймане (это «1С», «Техносерв А/С», Microsoft, IBM East Europe/Asia, ISG, R-Style, «Яндекс», «Прогноз», IBS, «Лаборатория Касперского», Verysell, ЛАНИТ и «АйТи»), и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ). Руководителями проекта являются проректор, декан факультета бизнес-информатики Государственного университета — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) Виктор Никитин, возглавляющий комитет по образованию АП КИТ, а также директор Центра развития профессиональных квалификаций Наталья Машукова. По словам Машуковой, разработка профессиональных стандартов велась под эгидой Минтруда РФ с конца 90-х годов. В перспективе во всех отраслях должна быть создана формально описанная система квалификаций и компетенций, которая позволит обеспечить качество труда, мотивацию специалистов, ориентацию их на обучение на протяжении всей жизни.

Машукова отметила, что профстандарт призван определить ключевые компетенции как многоуровневую систему требований, которая фактически пронизывает профессию снизу вверх, от уровня, соответствующего начальному профессиональному образованию, до квалификации самой высокой степени. Профессиональный стандарт должен задать систему требований, которая найдет отражение в стандартах и программах профессионального образования, в том числе дополнительного, и в системе добровольной сертификации персонала. Еще в начале десятилетия в Минтруда была выработана методика создания профстандарта, который отличает то, что задаваемая в нем шкала требований не придумывается в кабинетах чиновниках, а является плодом коллективной деятельности работодателей в данной отрасли. Лишь в этом случае стандарт будет отражать реальную потребность рынка в профессиях и может послужить отправной точкой для разумной модернизации образовательных программ.

По словам Никитина, на основании рекомендаций экспертных групп, в которые помимо специалистов из ИТ-бизнеса вошли сотрудники кадровых агентств, ИТ-директора различных компаний, ученые и преподаватели академических институтов и ведущих вузов, а затем интервьюирования представителей ИТ-компаний был определен перечень из 13 профессий, по которым и идет разработка проектов профстандартов. Каждая из профессий подразумевает определенный квалификационный уровень, соответствующий уровню образования специалиста. Например, для овладения профессией «специалист по ремонту цифровой техники», по замыслу разработчиков стандарта, достаточно иметь начальное профессиональное образование. Вообще же в большинстве профессий, по которым ведется разработка профстандартов, будут присутствовать практически все квалификационные уровни профобразования российской образовательной системы, включая среднее (колледж) и обе ступени высшего образования — бакалавр и магистр (или дипломированный специалист).

Выделение в ИТ-отрасли профессий, которые не требуют наличия университетского диплома, отвечает реальным запросам российского рынка, считает заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования и науки Министерства образования и науки РФ Нелли Розина. По ее мнению, в целом ряде областей находят свое применение знания и навыки, которые получают не только бакалавры, но и выпускники колледжей. Возможно, совсем не обязательно иметь диплом магистра или специалиста для того, чтобы заниматься рутинным кодированием или тестированием программ. С Розиной согласен директор компании «1С» Борис Нуралиев, представляющий в проекте «совокупного работодателя»; он считает, что значительная часть третьекурсников сегодня уже работает на различных предприятиях. Но большинство бакалавров стремятся к продолжению образования и получению диплома магистра, поэтому для рынка труда считать отдельно выпуск бакалавров и магистров не имеет большого смысла. Тем не менее учет в профстандартах различных степеней квалификации расширяет возможности выпускников учреждений среднего профессионального образования.

По словам Нуралиева, на большинстве российских предприятий ИТ-службы сегодня не являются крупными подразделениями и не могут себе позволить иметь узких специалистов для решения каждой из стоящих перед ними задач. Поэтому они остро нуждаются в своего рода «сельских докторах» — универсалах с комплексом знаний, включающих информационные технологии, основы экономики и менеджмента, проектирование бизнес-процессов, основы российского законодательства. Несомненным достижением проекта по разработке профстандартов Нуралиев считает то, что удалось сформулировать требования к представителям профессии «специалист по информационным системам».

Стандарты в системе

Нуралиев в целом высоко оценил проект разработки профессиональных стандартов, и с ним согласились все участники встречи, отметив как несомненный плюс согласованность усилий профильного министерства, ИТ-индустрии и системы образования. ГУ-ВШЭ выиграл конкурс Рособразования на разработку образовательных стандартов нового поколения в сфере ИТ, и в результате стандартизацией учебных программ будет заниматься фактически та же команда, которая сейчас ведет проект по профессиональным стандартам. Это позволяет надеяться на реальную интеграцию двух направлений стандартизации, без которой и те и другие усилия могут оказаться потраченными впустую. Профессиональные стандарты рассматриваются работодателями как вполне действенный способ сформулировать требования индустрии к молодым специалистам. Однако, дабы не стать «гласом вопиющего в пустыне», эти требования должны быть учтены в образовательных программах. Именно поэтому так важна связь между работами по определению квалификационных требований и содержанию образования и именно поэтому разработка профстандартов ведется в такие жесткие сроки — с июля по декабрь этого года. В первой половине следующего года уже должны появиться основные положения образовательных стандартов, и до этого времени необходимо достигнуть консенсуса в квалификационных критериях для ИТ-специалистов.

Как рассказал Никитин, в ГУ-ВШЭ по заказу Рособразования в течение двух лет велась разработка методики проектирования структуры и содержания профессионального образования в области ИТ. В результате сложилось представление о том, как на основе профессиональных компетенций определить содержание и структуру образовательных программ на разных уровнях, чтобы система образования обеспечивала подготовку соответствующих специалистов. Формирование образовательных стандартов на базе стандартов профессиональных должно помочь реализовать эту методику. Что касается перечня профессий, то, по словам Никитина, при его создании учитывался многолетний опыт европейских стран и США в разработке квалификационных требований. В частности, список профессий в настоящем проекте во многом совпадает с американским перечнем Standard Occupational Classification (SOC). Однако такая профессия, как «специалист по информационным ресурсам» (ее английский эквивалент — Content Engineer), имеет шанс появиться у нас даже раньше, чем в США. Оригинальной является и профессия «специалист по информационным системам».

Проблема создания профессиональных стандартов в области ИТ связана с тем, что эта индустрия, наверно, как никакая другая, подвержена постоянным изменениям: частое появление новых технологических направлений порождает потребность в новых специалистах. Так, западные аналитики последнее время отмечают, что распространение нового подхода к построению корпоративных систем на базе сервис-ориентированной архитектуры может привести к полному исчезновению некоторых традиционных ИТ-профессий и, наоборот, появлению принципиально новых квалификаций. Разработчики российских профстандартов осознают динамику отрасли и потому закладывают в проект возможности адекватно реагировать на изменения требований рынка. Как отметила Машукова, сейчас прорабатывается вопрос о создании специальной структуры, которая будет отвечать за периодическую актуализацию перечня профессий и взаимодействие с системой образования, что позволит в том же ритме обновлять существующие учебные программы и создавать новые. По словам Машуковой, складывается совершенно новый вид деятельности — поддержка и развитие профессиональных стандартов в различных отраслях и организация их связи с соответствующими образовательными программами.

Как подчеркнул Никитин, задачу преобразования списка компетенций в содержание учебной деятельности практически невозможно решить «вручную». Поэтому под его руководством сейчас ведется разработка экспертной системы, в которой будет реализована онтологическая модель предметной области, позволяющая выделить актуальные на данный период времени объекты профессиональной деятельности. На основе этой модели формируется модель специалиста, в которой перечисляются ключевые профессиональные компетенции. Модель специалиста, в свою очередь, позволяет определить содержание подготовки на разных образовательных уровнях. Важно, что в системе закладываются возможности мониторинга важных изменений в науке, технологиях, требованиях к ИТ со стороны государства, общества и индустрии, что позволит со временем корректировать модель предметной области и, соответственно, актуализировать перечень ИТ-профессий и реформировать образовательные стандарты. По мнению Бяхова, большое преимущество нынешней деятельности в области профессиональной и образовательной стандартизации — в ее системности, в том, что авторы стремятся продумать перспективу результатов своей работы и возможности их развития. Как считают все участники процесса, такая система вполне заслуживает тиражирования на другие области российской экономики.

Еще одним очевидным следствием разработки профстандартов должно стать формирование в России системы сертификации, которая позволит специалистам подтверждать определенный в стандарте уровень компетенции. 


Тринадцать профессий

В профессиональных стандартах в области ИТ, которые разрабатываются по заказу Мининформсвязи РФ и ведущих ИТ-компаний, описываются должности, профессиональные компетенции, а также требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями. На проект по разработке профстандартов отведен срок с июля по декабрь 2006 года. В ходе проекта будут созданы описания стандартов для следующих 13 профессий в сфере ИТ:

  • Администратор баз данных
  • Менеджер информационных технологий
  • Менеджер по маркетингу и продажам в сфере ИТ
  • Программист
  • Системный администратор/Специалист по технической поддержке
  • Системный аналитик
  • Специалист по информационным ресурсам
  • Специалист по ремонту изделий цифровой техники
  • Специалист по информационным системам
  • Специалист по сборке изделий цифровой техники
  • Технический специалист по поддержке продаж
  • Специалист по цифровой технике
  • Системный архитектор

По замыслу разработчиков, профстандарты станут основой для формирования к лету 2007 года образовательных стандартов всех уровней и программ обучения в системе дополнительного профессионального образования. Кроме того, на базе профстандартов будет внедряться отраслевая система добровольной сертификации персонала в рамках национальной системы профессиональных квалификаций.