В России впервые отметили Всемирный день юзабилити

Несмотря на то что понятие «юзабилити» (от английского usability) известно многим отечественным разработчикам программного обеспечения, в России вопросам практичности и удобства интерфейсов, как правило, до сих пор уделяли гораздо меньше внимания, чем на Западе. Заинтересованность заказчиков программных систем прежде всего в функциональности, а не в эргономичности решений, нехватка грамотных специалистов приводят к недооценке этого важного фактора успешности программного продукта. Таково мнение членов сообщества RusCHI — российского отделения одной из крупнейших мировых организаций, занимающихся вопросами эргономики, ACM Special Interest Group on Computer-Human Interaction.

В этом году сообщество RusCHI провело открытый семинар, приурочив его ко Всемирному дню юзабилити, который был учрежден в 2005 году. На семинар были приглашены не только разработчики интерфейсов программ, но и их заказчики, а также студенты нескольких технических вузов. Основными темами, обсуждавшимися в ходе семинара, стали тенденции развития этой области в России и в мире, а также некоторые практические вопросы разработки и применения эргономичных интерфейсов.

Консультант компании Initium по вопросам эргономики программ Сергей Гудков отметил, что, несмотря на успешность выполненных еще в Советском Союзе исследований в области эргономики, многие из которых применяются в мире до сих пор, сегодня в России проблема практичности и удобства применения продуктов решается преимущественно под влиянием западных разработок в данной области. При этом отечественный бизнес сильно отстает по широте применения и частоте использования эргономичных решений. Как правило, иностранные компании либо создают собственные отделы проектирования интерфейсов (как, например, корпорации Sun Microsystems и Microsoft), либо активно пользуются консалтинговыми услугами. В России же вопросы удобства применения решений пока недостаточно популярны как у заказчиков, так и у разработчиков. Не в последнюю очередь это связано с тем, что легкость использования продукта в большинстве случаев представляется как необязательный и при этом достаточно дорогой «компонент» проекта.

Как полагает директор UIDesign Group Платон Днепровский, многие работодатели плохо представляют себе, в чем заключается разработка пользовательского интерфейса. Некоторые считают, что она сводится исключительно к визуализации интерфейса и размещению кнопок максимально удобным для пользователя образом. Но это не так. В задачу «специалиста по удобству» входит разработка не только внешнего облика, но и структуры интерфейса, с учетом всех потребностей пользователей. Для этого необходимо провести предварительное исследование, проанализировав не только явные, но и скрытые ожидания конечного пользователя. На данном этапе также может помочь конкурентный анализ — установление сильных и слабых сторон аналогичных разработок. А на завершающем этапе создания интерфейса — передаче технического задания программистам — необходим тщательный авторский надзор, ведь подчас пренебрежение одной мелкой деталью может свести на нет все усилия по созданию не только функционального, но и удобного в использовании программного продукта. 

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями