«Открытые системы»

Спустя 37 лет после своего образования компания Software AG снова показывает отличные результаты

Карл Хайнц Штрайбих: «Мы слишком малы, чтобы раздавать невыполнимые обещания»Мы были на вершине первой волны ИТ-идустрии — волны образования центров обработки данных на базе мэйнфреймов в 70-е годы, но нам не удалось оседлать три последующие волны — волны серверов, бизнес-приложений и Internet. Нынешняя волна, SOA, — это наш шанс», — считает Карл Хайнц Штрайбих, генеральный директор компании Software AG. Три года назад компания включила сервис-ориентированную архитектуру в спектр своих интересов, а полгода назад начала продвижение собственных SOA-решений. Сегодня европейская пресса заговорила о компании как о лидере европейской софтверной индустрии. Не последнюю роль в этом сыграл Штрайбих, пришедший в Software AG в 2003 году из T-Systems, ИТ-подразделения компании DaimlerCrysler.

Спустя 37 лет после своего образования компания Software AG снова показывает отличные результаты. Этого удалось добиться благодаря модернизации продуктовых линеек и проведению реорганизации внутри компании. С приходом Штрайбиха завершилась эпоха неопределенности и нерешительности как для клиентов, так и для сотрудников самой Software AG. Новый руководитель сформулировал ясную стратегию и определил цели. Пересмотрев политику ценообразования и реструктурировав сервисные службы, Штрайбих озаботился и моральной мотивацией сотрудников компании, уменьшив уровни иерархии и переопределив понимание качества персонала.

«Инновации исходят от клиентов, а для успешной работы персонала требуются отчеты не только о победах, но и о поражениях», — считает Штрайбих, заявляя, что именно клиенты натолкнули его на мысль о том, что Software AG следует двигаться к SOA. К слову сказать, три года назад это было совсем не очевидно для компании с наследством в виде СУБД Adabas и 4GL-инструментария Natural, предназначенных для рынка мэйнфреймов.

Карл Хайнц Штрайбих ответил на ряд вопросов главного редактора журнала «Открытые системы» Дмитрия Волкова.

Год назад вы заявили о необходимости создать альянс производителей программного обеспечения, призванный противостоять фактической монополии нескольких крупнейших игроков. Есть ли результаты этой деятельности?

В бизнесе, как и вообще в жизни, трудно реализовать себя, будучи зависимым от каких-либо ограничений, тем более искусственно созданных. Не секрет, что мир программного обеспечения контролируется сегодня четверкой компаний, фактически монополистов, причем все они родом из США. Мы инженерная компания, однако, хотим мы того или нет, нельзя оставаться в стороне от геополитики, одно из проявлений которой — противостояние Старого и Нового Света. К примеру, в рамках борьбы с терроризмом американцы стремятся установить контроль над Европой, используя высокотехнологичные средства, собирая данные по транзакциям SWIFT, базы данных об авиапассажирах и т. п.

Учитывая важность ИТ для современного общества, можно утверждать, что в конечном итоге это создаст угрозу для национальной безопасности европейских стран, в том числе и России. ИТ сегодня — полновесный инструмент политического давления, и Европе, на мой взгляд, следует быть более независимой, ведь диктат возможен не только путем политического давления или посредством энергетических ресурсов, но и через поставки программ.

По данным European Information Technology Observatory, 70 млрд. евро, которые были потрачены европейцами на программные продукты в 2005 году, осели на счетах американских ИТ-компаний. В европейской софтверной индустрии уже давно надо было создать альянс по аналогии с Airbus. Россия — европейская страна, у нее тесные связи с европейскими компаниями, а потому для нее важны европейские технологии.

Какие тенденции в области ИТ вы бы отметили особо?

Для ИТ нынешнее десятилетие проходит под знаком ROI. Урезаются бюджеты ИТ-служб, часть средств передается в бизнес-подразделения, а акционеры и советы директоров требуют от ИТ-руководителей использовать то, что есть, не ломая уже существующие инфраструктуры. Бизнес весьма осмотрительно тратит деньги на ИТ, особенно на новые технологии — предпочтение отдается модернизации уже существующих решений. Однако данных и приложений становится все больше, что усложняет их интеграцию. Это ключевая проблема как для больших корпораций, так и для предприятий среднего бизнеса. В качестве решения сегодня рассматривается основанное на открытых стандартах программное обеспечение промежуточного слоя на платформах Java и .Net, позволяющее благодаря SOA интегрировать существующие и новые приложения в единую структуру с унифицированным интерфейсом.

Другая тенденция — рост недовольства клиентов монополией крупнейших ИТ-поставщиков. Сегодня клиенты кормят монополистов: 85% рынка СУБД принадлежат одному поставщику, 95% настольных операционных систем также разработаны в одной компании, почти 100% рынка мэйнфреймов полностью контролируется единственным производителем. Имеется опасность того, что в ответ на нестандартные потребности пользователей ИТ-монополисты станут отвечать маркетинговыми лозунгами, не предлагая реальных решений. Стремясь соответствовать требованиям рынка, софтверные гиганты идут по пути приобретения новых технологий и компаний, переманивания специалистов, что далеко не всегда приводит к желаемому для пользователей результату: интеграция людей и технологий в сложившиеся коллективы и существующие линейки продуктов весьма болезненный процесс.

Почему сегодня настолько велик интерес к SOA и что в этой области предлагает Software AG?

Мы определяем SOA как «основанную на стандартах методологию реинжиниринга бизнес-систем и приложений с целью приведения их в соответствие с современным функционалом компании или организации». Причиной появления SOA стала необходимость оптимизации ИТ-расходов. Одна из задач SOA — удовлетворить запросы как бизнес-аналитиков, так и архитекторов ИТ-систем. Сегодня каждая из двух этих групп использует свои собственные инструменты, однако назрела настоятельная необходимость совмещения метаданных предприятия и системной архитектуры. Это и есть задача пакета Crossvision, который позволяет бизнес-аналитику конструировать процессы, а затем передавать их разработчикам для проектирования ИТ-архитектуры.

Архитектура, ориентированная на сервисы, обеспечивает возможность повторной работы с уже созданными приложениями, например разработанными для мэйнфреймов критичными для бизнеса программами. Software AG обладает экспертизой в области повторного использования приложений, опытом в сфере XML. К примеру, CentraSite, построенный над XML-сервером Tamino, первоначально был только репозитарием метаданных, а теперь это также и репозитарий Web-сервисов.

Мы не поставляем приложения и оборудование, а потому наша задача состоит в том, чтобы предоставить пользователям свободу выбора и возможность начинать модернизацию ИТ-инфраструктуры из любой точки. Необязательно, к примеру, приобретать все части пакета Crossvision, ограничившись лишь необходимыми модулями для интеграции уже имеющихся у клиента приложений и источников данных. Репозитарий CentraSite, входящий в состав пакета, построен на универсальных описаниях UDDI, но, в отличие от последнего, предоставляющего доступ к сервисам по принципу черного ящика, позволяет уточнять запросы, лучше подбирая необходимые бизнесу сервисы.

Решения, подобные Crossvision, нужны для стран с развивающейся экономикой, расширяющих рынки сбыта своей продукции. Например, энергетические программы России с неизбежностью предполагают развитие отношений с европейскими компаниями. Работая на рынке модернизации унаследованных приложений, мы планируем за пять-шесть лет довести долю Crossvision в своем обороте до 50%. Я рассматриваю это как точку роста, которая позволит нам расширить клиентскую базу и полнее удовлетворить требования уже существующих пользователей, продлив жизненный цикл Adabas и Natural, претерпевших в этом году существенные модернизации. Adabas 2006 позиционируется сегодня как высокопроизводительная транзакционная СУБД, способная работать с Web-сервисами на любых платформах, а Natural 2006 мы продвигаем как инструментарий разработки бизнес-приложений, предназначенных для работы в среде SOA.

Для укрепления своих позиций в этой области мы приобрели израильскую компанию Sabratec, которая обладала инструментарием ApplinX, позволяющим без перепрограммирования интегрировать существующие экранные приложения (например, программы на языке Кобол) в SOA. В состав Software AG недавно вошла также немецкая компания Casabac Technologies, специализирующаяся на разработке композитных приложений на базе AJAX, что позволяет создавать интерактивные Web-страницы, обновляющие лишь содержимое изменившихся полей без полной повторной загрузки всей страницы. Это свойство полезно при организации удобных интерфейсов к различным приложениям, в том числе и унаследованным.

Однако, решив перейти на SOA, клиенты могут обратиться к другим поставщикам, продукты которых у них уже имеются…

Сегодня далеко не все способны адаптировать унаследованные приложения, созданные для различных платформ, к работе в среде SOA. У нас уже сегодня имеется 140 SOA-адаптеров для основных платформ, включая все типы мэйнфреймов, а также функционально полные средства для модернизации унаследованных приложений. Кроме того, надо учесть, что некоторые поставщики просто не заинтересованы в бизнесе по адаптации существующего программного обеспечения для работы в SOA. А между тем пользователи не хотят терять инвестиций в уже сделанные приложения.

Что для вашей компании означает российский рынок?

В России у Software AG около 100 легальных пользователей, однако реально их около 400. Для таких «потенциальных» пользователей создана специальная программа легализации, призванная упростить процесс перехода. Мы рассчитываем значительно увеличить наш оборот в России. Это станет возможным, в частности, за счет проектов Crossvision (сегодня мы ведем ряд проектов с применением данного пакета, например, в «Рособоронэкспорт»), а также благодаря сертификации наших программных продуктов для работы с информацией всех уровней секретности, которая сегодня уже имеется у Adabas и Natural, вплоть до грифа «Совершенно секретно».

Также мы планируем открыть офис в Санкт-Петербурге и интенсифицировать работу в университетах, пропагандируя новые идеи. Так, версия Natural для Eclipse оказалась весьма привлекательной для студентов.

Кстати, хотя мы и планируем расширять свой бизнес, у нас нет проблем с квалифицированными кадрами. Этого не скажешь об американских ИТ-компаниях, которые открывают свои исследовательские подразделения там, где рабочая сила относительно дешева.

Каковы шансы у Software AG стать лидером рынка SOA?

Благодаря портфелю решений SOA прошлый год стал для нас одним из самых успешных за всю историю компании. Но одновременно это означает обострение конкуренции с корпорациями IBM и Oracle, в которой одних инженерных инноваций бывает недостаточно. Правда, я считаю, что в борьбе с лидерами размер компании не имеет значения. Достаточно хотя бы вспомнить Давида и Голиафа, когда одно удачное решение повлияло на исход поединка.

Мы не производим приложений, как Oracle, не поставляем оборудование, как IBM, но имеем богатый опыт инноваций в XML и работы с унаследованными приложениями. Однако для успеха на рынке SOA нам нужна и обратная связь — поддержка клиентов.

Если говорить о триединой задаче, которую решают все компании, — увеличение оборота, обеспечение его роста и формирование имиджа инновационной компании, — то с первыми двумя составляющими у нас все в порядке, однако быть инженерной компанией, к сожалению, часто означает уделять недостаточно внимания продвижению своих продуктов. Единое позиционирование и единый имидж — главные задачи нашего маркетингового подразделения. По мнению аналитиков Forrester Research, мы вошли в группу лидеров рынка ESB, но, в отличие от BEA, Tibco или Iona, нам не хватает узнаваемости брэнда, и «виной» тому надежность нашей продукции. Известно, что мэйнфреймы весьма надежны и почти не ломаются, а потому никто о них не вспоминает. Если что-то произошло с компанией (например, переезд в другое здание или слияние) или возникает вопрос о замене, то часто выбор может быть сделан в пользу компаний, которые на слуху. Аналогично и с нашими продуктами — системы на основе СУБД Adabas на протяжении десятков лет работают без вмешательства администраторов, а когда возникает вопрос о модернизации, выбор может быть сделан в пользу более узнаваемого брэнда. 


Crossvision

 По данным компании Gartner, общий размер рынка решений интеграции приложений (Application Integration and Middleware, AIM) составил в 2005 году 8,5 млрд. долл., а к 2010-му ожидается его увеличение до 10,3 млрд. Сегодня на этом рынке наиболее заметны пять игроков, занимающие 69% рынка: IBM — 37,2%; BEA Systems — 14,7%; Oracle — 8,7%; Microsoft — 4,7%; Tibco Software — 3,7%. В 2005 году, по данным Gartner, основными потребителями решений AIM были компании из США (41%), а также из стран Европы, Ближнего Востока и Африки (35%). Между тем доля европейских поставщиков программных средств класса AIM составляет лишь 10%. Некоторые из них, например Cape Clear Software, Iona Technologies и Software AG, предлагают в отдельных сегментах, по мнению аналитиков Forrester, более продвинутые, чем у акул софтверного бизнеса, решения. В частности, в сегменте ESB выделяется программный продукт Crossvision компании Software AG.

Вместо традиционной сегодня адаптации бизнес-процессов организации к предопределенной ИТ-платформе, Crossvision настраивается под требования бизнеса, позволяя интегрировать бизнес-процессы в масштабе всей организации и предоставляя необходимые функции контроля. Crossvision включает следующие компоненты:

  • Application Composer — построение новых бизнес-приложений поверх существующих сервисов. Позволяет строить системы исходя из «примата» модели, а не кода.
  • Business Process Manager — модели и система координат для «размещения» корпоративных бизнес-процессов.
  • Information Integrator — комбинирование данных из различных систем с целью формирования их единого представления.
  • Service Orchestrator — создание и оркестровка бизнес-сервисов, основанных на стандарте BPEL, компоновка новых сервисов из имеющихся приложений, обеспечение безопасного хранения XML-спецификаций, управление балансировкой нагрузки по распределенным компьютерам.
  • Legacy Integrator — создание новых сервисов из унаследованных приложений.
  • CentraSite — SOA-репозитарий и реестр, позволяющий управлять всеми SOA-активами, включая бизнес-сервисы, политики и процессы.