Российская электронная торговля продолжает расти

В октябре в Москве прошла конференция «Электронная торговля 2006», которую уже во второй раз организовал специализированный Internet-ресурс Oborot.ru. По оценкам устроителей конференции, ежегодный объем продаж российских онлайновых магазинов вырос примерно на 40% и составляет около 1,26 млрд. долл. По данным Romir Monitoring, количество пользователей Internet в возрасте старше 18 лет составляет около 21 млн. человек, 95% из них когда-либо посещали онлайновые магазины.

Одна из главных тенденций в электронной коммерции, которая прослеживалась в течение последнего года, заключается в консолидации игроков. Так, в марте было объявлено об объединении порталов «Партер» и «Контрамарка», осуществляющих продажи билетов на зрелищные мероприятия, а чуть ранее Rambler Media приобрела портал Price.ru. Другая тенденция — окончательное закрепление в Сеть офлайновых компаний, последней в октябре свой электронный магазин открыла сеть «Эльдорадо».

Масштаб конкурентной борьбы и структуру участников электронной коммерции можно наблюдать по статистике информационной системы «Яндекс.Маркет». Большинство магазинов пользуются услугами этой системы для размещения информации об имеющихся в продаже товарах.

Согласно этой статистике, наибольшее число онлайновых магазинов собралось в категории «Электроника и фото», где их уже 416. В этой категории среди покупателей наиболее быстро растет популярность телевизоров и плазменных панелей, количество переходов на которые выросло за год на 24% и составило около четверти всех переходов из этого раздела каталога.

В сегменте компьютеров, где зарегистрированы предложения от 381 магазина, быстрее всего растет количество переходов на такие товары, как ноутбуки (+19%), КПК (+22%) и карты памяти (+17%).

Рост числа магазинов не всегда сопровождается ответным интересом со стороны покупателей. Например, за последний год число зарегистрировавшихся в системе «Яндекс.Маркет» магазинов, продающих музыку или кинофильмы, выросло более чем на 70%, но при этом количество переходов на их товары из системы увеличилось лишь на 20%.

Есть и обратные примеры, когда спрос, измеряемый числом переходов из «Яндекс.Маркет», растет быстрее, чем количество магазинов. Самый яркий пример — лекарства. Количество переходов на товары этой категории за год увеличилось примерно на 60%, а количество зарегистрированных магазинов — на 15%. Аналогичную картину можно наблюдать в сегменте телефонов, оборудования, товаров для офиса.

С ростом числа магазинов привлечение покупателей становится все более сложной задачей. Некоторые участники электронной торговли, особенно те компании, которые предоставляют услуги или используют свои сайты лишь в информационных целях, прибегают к контекстной рекламе. По данным «Яндекса», на некоторых тематических направлениях борьба за привлечение посетителей разыгралась весьма серьезно. К таковым относятся, например, недвижимость и строительство — компании, которые занимаются установкой окон, готовы выкладывать более 5 долл. за каждый переход на их сайт по словосочетанию «пластиковые окна».