Жесткие диски Hitachi Global Storage Technologies присутствуют на нашем рынке с момента создания компании, которое произошло в результате приобретения Hitachi соответствующего подразделения IBM. В настоящее время российский рынок для HGST один из важнейших, поскольку является первым по величине продаж жестких дисков для настольных ПК в регионе EMEA и вторым после Германии -- по продажам серверных жестких дисков, на нашу страну приходится порядка 18% канальных продаж Hitachi в регионе. Однако местное представительство вендора открылось лишь в августе этого года. Менеджер Hitachi по работе с каналом в регионе EMEA Николя Фрапар, посетивший Россию в середине ноября, объяснил это тем, что для более агрессивной экспансии в России у компании не было достаточных производственных мощностей. И вот теперь, после того как в прошлом году Hitachi инвестировала в расширение производства 500 млн. долл., такая возможность появилась. С момента открытия представительства прошло уже три месяца и, по словам Фрапара, видение рынка и стратегии у компании с тех пор не изменились, однако подходы к реализации намеченных планов были несколько скорректированы. Из-за логистической инфраструктуры, которая в России развита не так хорошо, как в остальной Европе, продукты поступают на рынок с существенной задержкой. Это заставляет производителя планировать поставки с большим запасом времени, чем обычно. Кроме того, продукция Hitachi хорошо представлена лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Во время открытия представительства было объявлено о проведении турне по городам России, которое прошло в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске. Hitachi ставила своей задачей повстречаться с местными компьютерными компаниями и прессой для того, чтобы повысить свою видимость на рынке и заявить о своих намерениях. Менеджер российского канала продаж Андрей Состин полагает, что поездка по регионам позволила Hitachi увеличить спрос на свою продукцию. Например, выросли продажи наиболее востребованных в российских регионах (из-за их минимальной цены) жестких дисков объемом 80 Гбайт. В компании намерены проводить подобные поездки каждые полгода, охватывая города-миллионники, а в будущем и более мелкие города. По словам Состина, эффект от встреч с региональными партнерами всегда есть, проявляется он, как правило, через один-два месяца. Главная задача российского представительства - работа с партнерами, на нее уходит 95% времени. Продажи продукции в Hitachi делятся на канальные и OEM. Все российские производители компьютерной техники, среди которых такие компании, как Aquarius и Kraftwat, учитываются в объеме канальных продаж, поскольку получают диски не напрямую от вендора, а через дистрибьюторов. Для партнеров второго уровня в Hitachi действует специальная программа, которая, например, дает им доступ к прямым рибейтам от вендора, маркетинговым фондам и ранним образцам продукции. В России участников этой программы около 15: десяток сборщиков настольных ПК и несколько производителей серверов и ноутбуков. В будущем ожидается расширение числа участников программы. И хоть от них и не ожидается эксклюзивное использование жестких дисков Hitachi, они все же должны сначала продемонстрировать заметное увеличение роста закупок продукции Hitachi. Дистрибьюторов, которые обслуживают российских партнеров, всего два. Это компании Asbis и Elco. Hitachi намерена работать с ними и в дальнейшем, и добавлять к ним кого-то еще не намерена. «Мы будем стараться расти с этими двумя партнерами до тех пор, пока это будет получаться», -- заявил Фрапар. Он также добавил, что в регионе EMEA у Hitachi всего восемь партнеров первого уровня. Недавнее приобретение компании Maxtor, осуществленное Seagate, вызвавшее существенное движение на рынке, и образовало долю, за которую стали бороться все производители. По мнению Фрапара, возникло серьезное ценовое давление и неожиданные трудности, вызванные сокращением прибыльности операций. Впрочем, он надеется, что ситуация стабилизируется. Вместе с тем он не стал проводить знак равенства между нынешним слиянием и сделкой между Hitachi и IBM, которая завершилась в январе 2003 года. «Если вы помните, то сначала Seagate объявила, что покупает Maxtor исключительно ради производственных мощностей, но затем она поменяла свой посыл и пришла к концепции двух брэндов, -- сказал Фрапар. -- Они поменяли свою позицию за три месяца, что у меня вызывает вопрос, точно ли они знают, что делают». Поэтому, полагает представитель Hitachi, сделка с IBM была другой: «Hitachi приобрела технологии, отношения с каналом, но было четко сказано, что в дальнейшем станет использоваться брэнд Hitachi без какой-либо отсылки к IBM».

Итоги и планы

Во втором квартале Hitachi занимала 15% мирового рынка жестких дисков, что ставило ее на третье место по объему поставок и на второе -- по продажам в деньгах. Доля Hitachi в серверном, настольном (устройства с интерфейсом SATA) и мобильном (2,5-дюймовые диски) сегментах составила 14,3, 9,5 и 27,5% соответственно. В третьем квартале текущего года Hitachi увеличила объем поставок продукции на 35%. Как это повлияло на ее позиции, пока неизвестно - аналитические данные за третий квартал по рынку в целом еще не обнародованы. Мобильный сегмент, где Hitachi - давний лидер, является для компании ключевым. Аналитическая компания IDC прогнозирует, что рынок мобильных жестких дисков до 2010 года будет расти со среднегодовыми темпами 22% против 14% -- для рынка в целом. В Hitachi ожидают более быстрого роста – на 25%. Кроме того, по прогнозам IDC, к 2009 году 23% таких дисков будут производиться для некомпьютерного применения. До конца года Hitachi рассчитывает продать 70 млн. жестких дисков, а в следующем году увеличить канальные продажи на 36%. Из уже поставленного объема 1 млн. устройств составляют жесткие диски на основе технологии перпендикулярной записи. Ожидается, что в этом году их будет поставлено 4 млн. штук. В четвертом квартале около 35% объемов производства будут составлять 2,5-дюймовые жесткие диски, использующие эту технологию, а в 2007 году на нее будет переведена вся мобильная линейка.