«Директор информационной службы»

Очередной форум «IT-Лидер» собрал многих из тех, кто стремится к профессиональному пьедесталу почета

Внимание гостей нынешнего форума «IT-Лидер», проведенного организаторами одноименной премии, было сосредоточено на проблемах хотя и важных, но все же преимущественно технологических, а не управленческих. Вопросы собственно лидерства оказались вне рамок форума.

Вниманию ИТ-руководителей были предложены три ключевые темы — интеграция бизнес-систем, обеспечение информационной безопасности (в том числе непрерывности бизнеса), а также консолидация и виртуализация вычислительных ресурсов. Как отметила Бодил Форс, директор исследовательской программы компании Gartner, эти аспекты тесно взаимосвязаны, и нельзя рассматривать их в отдельности.

В частности, рассматривая вопросы консолидации и виртуализации ИТ-ресурсов, следует тщательно изучить вопросы информационной безопасности вычислений и инфраструктуры хранения данных. В свою очередь, выстраивая архитектуру информационной безопасности, следует помнить о том, что она должна быть интегрирована с общей ИТ-архитектурой. Для оценки зрелости соответствующей инфраструктуры Форс предложила схему, которая включает анализ характерных особенностей технологий, процессов, а также отношения ИТ-сотрудников к своей работе.

Согласно схеме, нужно рассматривать пять уровней зрелости ИТ-инфраструктуры: стандартизованная (начальный уровень), рационализированная, виртуализированная, основанная на сервисах, а также инфраструктура реального времени (по всей видимости, этот уровень зрелости соответствует тому, который должен быть на «предприятии реального времени» — об этой концепции много говорят аналитики Gartner).

Алексей Телятников, директор по ИТ «Росгосстраха»: «Особое внимание в интеграционных проектах будет уделяться стандартизации данных и архитектуры»

Как отметила Форс, для решения многих вопросов, связанных с ИТ-инфраструктурой, очень важно, чтобы бизнес-руководство предприятия осознало, какая именно информация ему реально нужна, и смогло донести представление о своих потребностях до ИТ-руководства. Форс призвала ИТ-менеджеров избегать сугубо технократического подхода, «концентрировать усилия ИТ-службы на ценной для бизнеса информации» и обязательно заручиться поддержкой влиятельных бизнес-менеджеров. По ее мнению, не следует полагаться на примеры других компаний — необходимо выбирать именно те решения и методики, что подходят конкретному предприятию, с учетом его внутренних особенностей и условий рынка, на котором оно работает. Впрочем, как подчеркнула Форс, технологии решают далеко не все — очень важно, чтобы ИТ-архитектура предприятия обеспечивала адекватную поддержку бизнеса.

Обсуждение ключевых вопросов форума прошло в форме круглых столов, к участию в которых были приглашены известные российские ИТ-руководители, а также представители поставщиков ИТ-решений.

Своего рода мастер-класс построения ИТ-поддержки бизнеса провел Вальдемар Клемм, старший ИТ-менеджер Toyota Motorsport (дочерняя компания корпорации Toyota Motor, специализируется на разработке и подготовке автомобилей для гонок «Формула-1», а также участии в этих гонках). По его словам, примерно 72% ИТ-бюджета компании идет на решение технологических вопросов, которые ставит бизнес (большая их часть связана с проведением технических расчетов и проектированием гоночных болидов), и 28% — на решение коммерческих. Бизнес-цели компании непосредственно отражаются на процессе принятия решений о различных инвестициях: они принимаются, исходя из ответа на вопрос о том, помогут ли они сделать участие в гонках более успешным (в частности, станет ли автомобиль быстрее).

ИТ-руководство компании много работает над тем, чтобы снизить расходы на ИТ-поддержку без ущерба для бизнеса. Высвободившиеся средства направляются на инновационное развитие (в частности, на анализ влияния возможностей новых информационных технологий на бизнес компании). ИТ-менеджерам Toyota Motorsport удалось довести долю ИТ-бюджета, идущего на инновации, до 20%. Это очень высокий показатель, если учесть, что всего несколько лет назад эта доля не превышала 6%.

Стремясь снизить затраты на поддержку множества «ИТ-островов» и заодно повысить степень доступности данных, в Toyota Motorsport осуществили интеграцию разрозненных информационных систем на основе консолидации ИТ-ресурсов, затем создали корпоративную сеть хранения данных, что помогло не только централизовать инфраструктуру хранения, но и обеспечить благодаря виртуализации более эффективное ее использование. Это важно, поскольку качественная инфраструктура хранения довольно дорого стоит — связанные с нею расходы составляют около трети ИТ-бюджета компании. Чтобы сбалансировать доступность данных и расходы, связанные с ее обеспечением, применяется управление жизненным циклом информации. В настоящее время компания использует два «зеркальных» центра данных. По мнению Клемма, это обеспечивает достаточную надежность ИТ-поддержки и высокую доступность данных. 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями