«Директор информационной службы»

В SAP утверждают, что сервис-ориентированная архитектура позволит сохранять неизменным то, что менять нежелательно, и обновлять то, что обновить необходимо

Видимо, не существует разумной альтернативы движению к SOA (service-oriented architecture). Тем не менее в ответ на призывы разработчиков бизнес-приложений внять голосу прогресса у многих отечественных предприятий возникают вопросы практического свойства. В этих условиях внятные объяснения производителей приобретают особое значение. Не остается в стороне от образовательного процесса и компания SAP. Ее лозунг на этом пути — «Простота и инновации» (Simplicity and Innovation).

Шаи Агасси, президент компании по продуктам и технологиям, на прошедшей в октябре в Амстердаме конференции SAP Teched, апеллируя к прагматическим интересам ИТ-руководителей, отметил, что SOA позволит укрепить основание информационной поддержки бизнеса. Инвестируя в реальную интеграцию продуктов, услуг и других ресурсов предприятий, их руководители тем самым инвестируют в усиление своих позиций на рынке в будущем. Внутри предприятий следование этим курсом позволит существенно повысить эффективность работы ИТ-персонала за счет совершенствования навыков работы с информацией, предоставляемой бизнесом, и общения с внутренними пользователями на их языке.

Шаи Агасси: «В результате перехода к SOA ускоряется внедрение инноваций; каждые пять лет вы сможете предлагать бизнесу следующее поколение ИТ-поддержки»

Одним из наиболее ярких противоречий в работе ИТ-лидера является стремление стабилизировать — ради обеспечения надежности и сбережения инвестиций — ИТ-поддержку основных бизнес-процессов и одновременно необходимость постоянно ее обновлять с целью удовлетворения меняющихся потребностей бизнеса. Агасси отметил, что с помощью решений класса SOA (одно из них — платформа SAP NetWeaver) становится возможность сохранять неизменным то, что менять нежелательно, и обновлять то, что обновить необходимо.

Движение к экономике знаний превращает их в основной актив любого предприятия, поднимая значимость ИТ-подразделения на стратегический уровень. Агасси отметил, что ИТ-платформа бизнес-процессов должна обеспечивать поддержку превращения частного опыта в совокупность доступных всем знаний. Ключом к эффективной реализации этой тенденции служит обращение к открытым стандартам при разработке бизнес-приложений. С другой стороны, взрывной рост объемов накапливаемых знаний в каждой отдельной отрасли снижает актуальность разработки горизонтальных приложений «неплатформенного» характера. Конференция SAP Teched еще раз продемонстрировала, что наибольший отклик рынка вызывают вертикальные бизнес-приложения.

Организация взаимодействия бизнеса и ИТ повсеместно была и остается актуальной. Постоянная забота ИТ-руководителя — оптимизация использования бизнесом информационных технологий. В этой области Агасси наметил четыре направления работы: обеспечение роста заинтересованности пользователей, развитие экосистемы бизнес-приложений, облегчение доступа к информации и упрощение развертывания решений.

Интеграция всех информационных ресурсов предприятия в рамках SOA обеспечивает их наиболее эффективное использование. В частности, портальные технологии дают возможность предоставить адекватный задачам конкретного пользователя доступ ко всем данным, связанным с деятельностью предприятия и функционированием приложений. Вступая во взаимодействие с той или иной стороной деятельности предприятия, каждый пользователь может проанализировать свой предыдущий опыт принятия решений в данной области. Скажем, при необходимости оформить отпуск сотруднику предоставляются исторические данные о его предыдущих отпусках. Еще один пример — формирование списка работ каждого сотрудника, который может быть вовлечен в реализацию самых разных бизнес-процессов и проектов, и для принятия решения о назначении новой работы необходимо учитывать эти данные.

Не менее важным вопросом для ИТ-руководителя является наличие развитой экосистемы для внедряемых или уже используемых решений. Решения класса SOA требуют для своего внедрения, поддержки и развития либо наличия собственного высококвалифицированного персонала, либо очень серьезной поддержки поставщика. Но и то, и другое существенно повышает совокупную стоимость владения решений. Финансовую нагрузку на предприятие можно снизить за счет активизации обмена опытом пользователей решений того или иного производителей, создания своеобразной распределенной базы знаний, так как это сделано в сообществе Open Source. В SAP решили взять на вооружение этот вариант поддержки пользователей. В списке соответствующих инициатив компании — сообщество экспертов в области бизнес-процессов (Business Process eXpert community, BPX), сообщество разработчиков приложений (SAP Developer Network, SDN), различные программы сертификации.

Интеграция ресурсов повиснет в воздухе, если доступ к данным будет иметь заметные технологические ограничения. В то же время превращение информации в стратегический актив предприятия порождает, по словам Агасси, массу технических проблем. За последние полтора десятилетия произошел гигантский скачок технических характеристик ИТ-инфраструктуры. Пропускная способность корпоративных сетей возросла на два порядка, с 100 Мбит/с до 10 Гбит/с, непосредственно адресуемое пространство памяти увеличилось с 216 до 264 и т. д. Это позволило оперативно накапливать огромные массивы данных, анализ которых стал насущной необходимостью для управления предприятиями. К примеру, по словам Агасси, размер типичных баз данных корпорации Brown-Forman составляет 650 млн. записей, Coca-Cola и BP — 60 млн. записей, Novartis — 10 млн. записей. Между тем за тот же самый период скорость обмена данными с дисками увеличилась только в 25 раз. Этого явно недостаточно для использования прежних механизмов обработки накопленных массивов данных. Разработчикам корпоративных приложений — прежде всего, создателям средств бизнес-анализа — следует серьезно задуматься над решением этой проблемы.

Наконец, внедрение SOA существенно упрощает развертывание приложений для поддержки бизнеса. Результаты инноваций можно увидеть практически сразу, и в то же время возможно максимально точное и оперативное согласование обновлений с изменениями в стратегии предприятия. С другой стороны, очень большое значение приобретает правильная организация деятельности ИТ-подразделения, которая должна учитывать его роль в стратегическом развитии предприятия. По мнению Агасси, в этой структуре следует выделить два направления работы: проектирование бизнес-процессов, осуществляемое под руководством «главного по инновациям» (Chief Processes Innovation Officer), на которого, в частности, возлагается обязанность вести диалог с бизнес-пользователями, и организация ИТ-поддержки бизнеса под руководством «главного по информатизации» (Chief IT Officer). Единое руководство со стороны директора информационной службы позволит сделать работу в двух этих направлениях максимально результативной.