В компании Verysell Distribution идет масштабная перестройка

На открытии форума Verysell Softeach, который прошел в Турции в конце октября, было сделано неожиданное для его участников объявление. Президент группы компаний Verysell Михаил Краснов сообщил, что управляющий директор Verysell Distribution Юрий Ходос, руководивший компанией на протяжении восьми лет, оставляет свой пост, а руководство дистрибьюторским бизнесом переходит к Христо Каракашеву. Как оказалось, это объявление символизирует переход к новому этапу развития Verysell Distribution и, возможно, всей группы компаний Verysell.

Главная роль

Христо Каракашев до прихода в Verysell не работал в ИТ-компаниях. Он занимался собственным бизнесом (импорт продуктов питания в Болгарию), затем руководил подразделениями зарубежных производственных и торговых компаний, учился в аспирантуре Венского экономического университета и был консультантом компании Henkel. Одно из самых значимых достижений в карьере Каракашева — успешная реструктуризация российского бизнеса Philips, начавшаяся в 1998 году.

Христо Каракашев: «Прежде мы оперировали категориями товаров, которые необходимо продвигать. Теперь стремимся оперировать финансовыми показателями, чтобы лучше видеть выгодность и перспективность того или иного направления. Мы уже выяснили, что некоторые из них не настолько выгодны, как казалось раньше»

По его мнению, роль нового топ-менеджера заключается в том, чтобы привнести в управление то, чего не хватает для дальнейшего развития дистрибьюторского бизнеса, сохраняя при этом стабильность работы компании и все лучшее, что ею накоплено.

«Прежде мы оперировали категориями товаров, которые необходимо продвигать. Теперь стремимся оперировать финансовыми показателями, чтобы лучше видеть выгодность и перспективность того или иного направления. Мы уже выяснили, что некоторые из них не настолько выгодны, как казалось раньше», — так пояснил Краснов новую стратегию.

«Любой бизнес, — отметил Каракашев, — проходит определенные стадии в своем развитии, и для каждой из них характерен свой стиль управления. В первые годы существования компании решение почти всех вопросов замыкается на одном человеке. Затем, по мере роста, деятельность разделяется на блоки, но единоличное управление все же остается. Однако при дальнейшем росте система начинает буксовать».

Verysell, по его мнению, приближается к критической точке своего развития, успешное прохождение которой требует перехода к «процессуальному» стилю управления. Отчасти необходимость этого перехода обусловлена уровнем доходов. При нынешних темпах роста оборот дистрибьюторского бизнеса уже в ближайшее время превысит четверть миллиарда долларов, а совокупный оборот всей группы через пять лет превысит 1 млрд. долл.

Закрытая отрасль

Новый управляющий директор Verysell Distribution характеризует происходящие изменения в управлении тремя ключевыми словами — «систематизация», «планирование» и «ответственность». В то же время, по его мнению, необходимо усиление отдельных блоков через обучение менеджеров и приглашение специалистов со стороны.

ИТ-сектор как в России, так и за рубежом, достаточно закрыт для специалистов из других отраслей. На определенном этапе эта закрытость становится помехой развитию. По наблюдениям Каракашева, у российских ИТ-компаний есть типичные проблемы, которые, естественно, проявляются в разной степени. Прежде всего, «хромают» маркетинг и управление финансами. Многие финансовые и маркетинговые инструменты не используются. В дистрибьюторских фирмах не оптимизированы складское хозяйство и логистика. Зачастую отчетность готовится в Excel, не внедрены современные системы для автоматизации управления. Можно сказать, что ИТ-компании являются «сапожниками без сапог».

По словам Каракашева, крупные международные компании, специализирующиеся на производстве бытовой техники, лет 25 назад также делали уклон в сторону технологий, посчитав, что технологическое лидерство обеспечивает и рыночный успех. Однако в начале 90-х это заблуждение стало очевидным почти всем. В результате в производство бытовой техники хлынул поток менеджеров — прежде всего из компаний-производителей товаров широкого потребления, где был хорошо налажен маркетинг. Даже должности президентов компаний занимали совершенно новые для отрасли люди: «Таким образом ряду крупных компаний удалось преодолеть серьезный управленческий кризис».

Сегодня многие зарубежные ИТ-компании также пошли по пути усиления маркетинга и начали приглашать менеджеров из других отраслей. Правда, в России эта тенденция пока не заметна, а усиления требует большее количество направлений. Тем не менее единичные случаи появления менеджеров, не работавших прежде в ИТ-компаниях, имеются.

В какой-то степени отраслевые «болячки» характерны и для Verysell. Работа над их исправлением ведется, но она требует определенной последовательности действий. В первую очередь планируется усилить коммерческий блок. Каракашев предлагает специалистам по продажам и маркетингу перейти к более активной работе. Они должны не только бороться с конкурентами за получение заказов, но и стимулировать появление этих заказов, формируя у потенциальных клиентов потребность в соответствующих решениях. Также предполагается укрепить финансовый блок.

Расширение спектра услуг Verysell Distribution планируется осуществлять в двух направлениях. Первое связано с финансированием проектов, а второе — с экспертно-консультационной поддержкой партнеров.

Без острых углов

Реструктуризация, как заверяют в дистрибьюторской компании, проводится осторожно и без спешки. Каракашев работает в компании уже около полугода в должности председателя правления, и некоторые изменения с его участием уже произошли.

Verysell Distribution в этом году пересмотрела отношения с рядом поставщиков, появились новые вендоры — Brocade и Huawei-3Com. Расширено сотрудничество с компанией Symantec, а также с Fujitsu Siemens (теперь дилерам предлагают серверы и системы хранения корпоративного уровня от этой немецкой компании).

«Компания оптимизирует свои продуктовые линейки. Инвестиции идут в направления, которые дают наибольшую отдачу. Мы уже сократили долю периферии и ноутбуков в своем обороте», — прокомментировал перемены коммерческий директор Verysell Distribution Сергей Алещенко. Каракашев заверил, что компания ни в коем случае не намерена полностью отказываться от периферии и ноутбуков, однако на данном этапе приоритеты должны быть другие: компании выгоднее специализироваться на решениях с большой добавленной стоимостью, поставляя сложные корпоративные системы.

Сбалансированный бизнес

Важный период развития, по словам Краснова, переживает не только Verysell Distribution, но и вся группа Verysell. В последние пять лет на Softeach шла речь о необходимости диверсификации бизнеса группы, которая предусматривает ускоренное развитие системной интеграции, продвижение собственных программных продуктов и расширение спектра предлагаемых ИТ-услуг.

«Поставленные в начале десятилетия задачи выполнены, — заявил Краснов. — Мы создали сбалансированный бизнес, наши доходы от дистрибуции и услуг примерно равны. Теперь постараемся устранить те ошибки по отношению к дистрибьюторскому бизнесу, которые неизбежно возникали в результате диверсификации. Из-за ограниченности ресурсов не удалось избежать перекоса в сторону услуг. Поэтому сейчас снова рассматриваем дистрибуцию как инвестиционное направление».

Продолжается подготовка к публичному размещению акций группы Verysell. Процесс выхода с IPO идет не так быстро, как хотелось бы руководителям холдинга. В то же время, подчеркнул Краснов, в Verysell никогда не считали превращение в публичную компанию единственным способом привлечения инвестиций на международном финансовом рынке. К примеру, частные размещения могут быть эффективнее, чем IPO.