Citrix: как и почему банки используют терминальный доступ

Терминальные решения старше персональных компьютеров, но уходить на покой они не собираются. Напротив, компании, которые разрабатывают системы терминального доступа, сегодня активно развиваются. Так, компания Citrix Systems по темпам роста опережает развитие ИТ-рынка в целом. В этом году ее оборот должен превысить 1 млрд. долл., за относительно короткий срок Citrix купила уже четыре компании, доведя количество предлагаемых ею линеек продуктов до двенадцати, и открыла центр разработки продуктов в нашей стране. Карл-Хайнц Варум, вице-президент Citrix в Центральной и Восточной Европе, так комментирует популярность терминального доступа: «Если у вас есть активы в Швейцарии, но вы не имеете к ним доступа, что толку в таких активах».

Возрождение популярности терминальных решений связано с распространением и удешевлением сетевых технологий, а также с увеличением потребности в безопасности, управляемости и непрерывности работы отдельных приложений и всей корпоративной информационной системы в целом. Перечисленные требования сложно выполнить в распределенной ИТ-системе, где каждый пользователь персонального компьютера одновременно является, отчасти, и его локальным системным администратором. С другой стороны, терминальный доступ позволяет ИТ-департаментам соответствовать современным требованиям бизнеса.

Возрождение популярности терминальных решений связано с распространением и удешевлением сетевых технологий, а также с увеличением потребности в безопасности, управляемости и непрерывности работы отдельных приложений и всей корпоративной информационной системы в целом

«Лет через шесть в корпоративной сфере будут преобладать именно терминальные решения», — полагает Юрий Тимофеев, директор технологического центра «Тушино» Банка России.

Действительно, для банков терминальный доступ полностью соответствует архитектуре их бизнеса. Типичный банк имеет хорошо охраняемое хранилище и сеть филиалов, которые позволяют удаленно предоставлять доступ к этому хранилищу своим клиентам. Это является полной аналогией системы терминального доступа, которая состоит, как правило, из хорошо защищенного, управляемого и постоянно работающего хранилища данных и приложений, к которым пользователи получают удаленный доступ с помощью специальных клиентов. Возможно, поэтому именно банки являются, пожалуй, самыми большими поклонниками и пропагандистами соответствующих технологий. И Citrix уже второй год проводит конференцию, на которой дает слово исключительно представителям финансовых учреждений.

На этой банковской конференции уже второй год подряд первым докладчиком из числа клиентов является европейский оператор, который предоставляет ИТ-услуги нескольким банкам. В прошлом году это была компания IZB Soft, а в этом — GAD eG, которая является расчетным центром для 472 отделений банков из групп Volksbank и Raiffeisenbank, расположенных на севере Германии. Естественно, что внедрение в подобных аутсорсинговых компаниях терминальных технологий позволяет расширить набор предоставляемых клиентам услуг. Однако европейский опыт практически не переносится на отечественные реалии, поскольку у нас аутсорсинг не так распространен. Российские же банки решают с помощью терминального доступа отнюдь не проблемы с внедрением новых услуг. Они в основном озабочены увеличением срока жизни и упрощением обслуживания компьютерного парка при внедрении новых технологий, а также созданием централизованной системы управления на слабых каналах и обеспечением безопасности.

В этом году на конференции был представлен проект банка Halyk Bank из Казахстана, целью которого было внедрение централизованной системы управления. Однако оказалось, что выбранное банком решение очень требовательно к полосе пропускания каналов связи и задержкам в нем. В результате обеспечение работы филиалов в отдаленных районах Казахстана без терминального доступа оказалось бы слишком дорогим. Однако если опубликовать приложение на сервере терминального доступа, можно значительно снизить требования к каналам связи, что приводит к существенной экономии средств. Такая экономия основана на использовании достаточно эффективных методов сжатия изображения графического интерфейса. При этом оказалось, что даже Web-приложения приходится переводить в терминальный режим, поскольку они в этом случае работают быстрее.