«Открытые системы»

В основе управления ресурсами от EMC лежит концепция моделирования ИТ-среды, поддерживаемая технологиями компании Smarts
Крис Гэхэген: «Успешно конкурировать с HP, IBM, BMC и CA нам позволит фундаментальное изменение подходов к управлению ресурсами»

Старший вице-президент компании EMC по управлению информационными ресурсами Крис Гэхэген рассказывает редактору журнала «Открытые системы» Наталье Дубовой об особенностях стратегии компании в области программных средств управления ИТ-инфраструктурой.

С приобретением компаний Smarts и nLayers вы стали полноправным участником рынка систем управления ИТ-инфраструктурой. Таким образом, вы вступаете в прямую конкуренцию с BMC, CA, HP, IBM. В чем особенности решений для комплексного ИТ-управления от компании, которая еще совсем недавно позиционировала себя как специалиста в системах хранения?

Мы хотим расширить свое влияние на смежные рынки. Уже наши первоначальные приобретения позволили выйти за рамки управления хранением. Покупка Documentum предоставила средства управления корпоративным контентом, благодаря VMWare мы начали заниматься серверным бизнесом. С приобретением компании Smarts мы получили возможность объединить ресурсы хранения, серверные и сетевые ресурсы, а nLayers позволяет присоединить к управлению этими ресурсами уровень приложений.

Успешно конкурировать с такими системами, как HP OpenView, IBM Tivoli, BMC Patrol, CA Unicenter, нам позволит фундаментальное изменение подходов к управлению ресурсами. Мы не собираемся воспроизводить решения типа OpenView или Patrol, но хотим привнести в эту область совершенно новые технологии, а именно управление на базе моделей. Основа традиционных платформ управления — центральный репозитарий, в который загружается вся информация об ИТ-ресурсах. После этого пользователь создает набор правил, в соответствии с которыми система будет реагировать на определенные проблемы в ИТ-среде. Это был оптимальный подход для середины 90‑х годов, когда ИТ-инфраструктуры были сравнительно невелики. Сегодня такая среда управления испытывает серьезные проблемы масштабирования. Во-первых, по мере роста инфраструктуры становится все труднее вводить всю информацию о ресурсах в один репозитарий. Во-вторых, операторы уже не в состоянии отслеживать все правила, непосредственно связанные с тем, как сконфигурирована ИТ-инфраструктура. Заказчики, у которых развернуты такие платформы управления, из года в год тратят все больше средств на контроль за системой правил.

Управление на базе моделей принципиально отличается от традиционной платформы управления. Существующие платформы построены на модели данных, показывающей простые зависимости между различными ИТ-ресурсами. Но в этой модели отсутствует описание поведения элементов ИТ-среды и влияния этого поведения на другие элементы. Когда наши разработчики проектировали решения по управлению, они не думали о том, как устройства будут поставлять информацию в репозитарий, а характеризовали и классифицировали сбои и проблемы и делали их частью модели. После того как такой инструментарий помещают в конкретную ИТ-среду, он автоматически обнаруживает эту среду и, используя указанную классификацию, моделирует все сбои, которые могут произойти, на основе информации об инфраструктуре. В этом суть технологии управления на базе моделей.

Приведу пример крупного оператора связи в США, у которого была развернута мощная платформа управления. Они консолидировали всю управляющую информацию в центральном репозитарии, собирая там 250 тыс. различных событий в день, и определяли правила для корреляции этих событий. После замены этой платформы на технологии Smarts количество событий сократилось до 110, при этом уже не нужно было писать никаких правил.

Мы сможем применить эту технологию и к среде хранения, которая всегда является источником множества предупреждений о сбоях. Использование Smarts обеспечит точную диагностику состояния систем хранения.

Управление на базе моделей опирается на технологии Smarts или здесь присутствуют другие купленные продукты или собственные разработки?

Мы добавляем другие возможности, но разработки Smarts — основа управления на базе моделей.

Основные поставщики решений ИТ-управления так или иначе поддерживают методологию управления ИТ-сервисами…

Мы расцениваем ITSM как очень хорошую методологию для приложения принципов управления к ИТ-инфраструктуре. Проблема в выборе оптимального набора инструментов, которые должен внедрить заказчик, чтобы эффективно реализовать ITSM для управления своими ресурсами. Мы планируем предоставить собственный набор функций или интерфейсы для использования функционала от других поставщиков. Возможно, наши заказчики уже сделали ставку на какие-то другие решения, например реализуют конфигурационную базу данных, CMDB, на основе BMC Atrium. Но при этом они могут с помощью Smarts и nLayers наполнить эту базу информацией или использовать наши аналитические средства для проведения глубинного анализа данных из CMDB. Конечно, мы бы предпочли, чтобы наши заказчики воспользовались CMDB, реализованной в системе nLayers. Но мы не собираемся заставлять их применять только технологии EMC. Это не удастся сделать и вследствие изменений, происходящих в отрасли управления системами: поставщики таких решений переходят на сервисную модель с использованием Web-технологий, благодаря чему упрощается процесс связывания разнородных продуктов. Очевидно, что и один производитель сможет более гармонично увязать решения в рамках своей собственной платформы.

Со временем портфель решений EMC по поддержке ITSM будет расширен, причем как с помощью внутренних разработок, так и путем новых приобретений. Пока я не могу говорить о конкретных планах, ограничусь лишь тем, что у нас есть несколько внутренних инициатив в этой области, результатом которых станет выпуск в 2007 году новых программных продуктов.

Каково содержание этих работ?

Одна из основных проблем наших клиентов состоит в том, что современная ИТ-инфраструктура постоянно меняется. Сегодня необходимы средства, которые позволят автоматически задавать процедуру определения желаемой, то есть идеальной конфигурации так, чтобы, когда происходят какие-либо изменения, будь то изменение версии операционной системы или встроенного программного обеспечения, система сама информировала о нарушении соответствия идеалу. Одно из требований ITSM — наличие информации о состоянии конфигурации. В реальности же, даже при наличии полного набора средств контроля, ИТ-персонал проводит изменения без заданной процедуры фиксации изменений. Мы разрабатываем продукт для решения этой проблемы, который объединит технологии nLayers и Smarts. При этом Smarts моделирует желаемое состояние системной конфигурации. Реальная конфигурация, которую обнаруживает nLayers, сравнивается с этим желаемым состоянием и выдаются сообщения о различиях. Это будет комплексное решение, охватывающее конфигурацию хранения, сети, серверов, операционной системы, баз данных, приложений.

Второе направление связано с решением проблемы, специфичной для среды хранения, а именно планированиея мощностей хранения. Как рассчитать, насколько будут заполнены ваши емкости хранения и с какой степенью эффективности вы их используете? Мы предоставим заказчику возможность определить оптимальную конфигурацию среды хранения для максимального использования существующих емкостей и спланировать необходимые объемы хранения.

Новые технологии сетевого управления появятся в системе Smarts. Сейчас мы работаем над возможностью так называемой «кроссдоменной корреляции». В сетевом домене существует физический уровень, над которым расположено множество логических. Проблемы, возникающие на одном уровне, могут распространяться на другие, и это необходимо учитывать в диагностике. Столкнувшись с проблемой на некотором достаточно высоком уровне, вы должны иметь возможность определить, какая ситуация на более низком уровне ее породила. Эта задача приобретает все большее значение, по мере того как операторы внедряют технологию MPLS, которая позволяет использовать множество протоколов в одной среде передачи. MPLS фактически реализует технологию виртуализации сети. Традиционные средства сетевого управления прекрасно справляются с обнаружением дефектов на физическом уровне, но в условиях виртуализации необходим дополнительный уровень абстракции, позволяющий точно диагностировать сбои.

Аналогичные проблемы возникают, если обратиться к виртуализации серверов. Обычные средства управления видят серверы VMWare как физические и могут не понимать, что физический сервер поддерживает несколько виртуальных. И когда в работе виртуального сервера возникает сбой, мы не в состоянии определить, с чем это связано — с операционной системой или с физическим сервером. Здесь снова может помочь кроссдоменная корреляция. Для реализации этой технологии наш инструментарий управления будет привязываться к уровню виртуализации, включая сетевую, серверную виртуализацию и виртуализацию хранения. Виртуализация предоставляет целый набор потрясающих возможностей, но, к сожалению, ее поддержка недостаточно реализована в системах управления. Если мы будем использовать для этого традиционные решения, то получим еще больше событий в репозитарии и еще более сложный процесс отслеживания правил. Наши инженеры обнаружили, что сбои в виртуальном и физическом серверах происходят при разном наборе условий, поэтому мы должны создавать дополнительные модели поведения виртуального сервера, а не просто моделировать соединение физического сервера с виртуальным.

Как вписывается в новый комплексный подход к управлению инфраструктурой традиционное решение по управлению хранением EMC ControlCenter?

ControlCenter — это платформа управления, в определенной степени аналогичная HP OpenView или IBM Tivoli. Мы предлагаем двухэтапный подход к трансформации этого продукта в среду управления на базе моделей. На первом этапе заказчикам предоставляются новые возможности ControlCenter на основе модельного подхода. Со второго квартала EMC поставляет систему Storage Insight, которая базируется на технологиях Smarts и работает вместе с ControlCenter. В соответствии с идеологией платформы управления, ControlCenter помещает все события в среде хранения в репозитарий и требует от пользователей определения правил для управления сбоями. Как я уже говорил, такой подход плохо поддается масштабированию. Благодаря использованию Storage Insight «поверх» ControlCenter, оповещения о событиях, поступающие в ControlCenter, передаются в Storage Insight, сводятся там к конкретной проблеме без необходимости для пользователей писать правила и возвращаются в ControlCenter в виде отчета. Это решает проблему заказчика, который не успевает следить за всеми событиями. Но остается другая проблема — все события по-прежнему собираются в одном месте. Справиться с ней — задача второго этапа, на котором мы перейдем к полной поддержке модельного подхода в системе ControlCenter. Таким образом, мы стараемся обеспечить выгоды нашим заказчикам уже сегодня и одновременно занимаемся переносом существующей функциональности на модельную основу.


Классификатор данных

Недавно корпорация EMC сделала значительный шаг в развитии своей стратегии по управлению жизненным циклом информации, выпустив Infoscape, программный инструментарий по классификации данных. Старший вице-президент EMC по управлению информационными ресурсами Крис Гэхэген прокомментировал значение этой технологии и ситуацию на соответствующем рынке.

Infoscape предоставляет заказчикам, которые создают большие неструктурированные файлы, возможность классифицировать эти файлы после их создания. Это очень интеллектуальный продукт. Первая возможность, которую он реализует, это поиск по файловой системе с целью определить все файлы. После этого используются различные политики и эвристики для классификации содержимого этих файлов в терминах, которые относятся не к контенту, а к атрибутам управления файлами. Например, если есть важный для бизнеса файл, необходимо понять, следует ли его классифицировать как критичный с точки зрения безопасности или он должен быть удален, поскольку его содержание неадекватно текущему состоянию бизнеса компании. Infoscape делает это автоматически. В комплект поставки системы входят шаблоны для классификации набора файлов и атрибутов, но пользователь может дополнять и модифицировать их исходя из специфических задач своего бизнеса. Таким образом, файлы классифицируются не по контенту, а по метаданным, после чего к ним автоматически применяются все возможности управления системы Documentum.

Infoscape позволяет классифицировать все документы в корпоративном репозитарии контента и сделать их применимыми для управления, одновременно эта система дает возможность по тем же правилам управлять контентом, который компания по тем или иным причинам не хочет помещать в репозитарий.

На данный момент мне неизвестны аналогичные предложения на рынке. Возможно, конкуренты вскоре появятся, поскольку такие решения, несомненно, определяют тенденцию в развитии ILM. Но надо отметить, что решение задачи классификации данных требует использования массы других элементов платформы EMC. Так что для реализации подобного решения производитель должен либо сделать большие инвестиции для приобретения нужного функционала, либо уже иметь его. Если бы EMC пришлось разрабатывать этот продукт с нуля, на это ушло бы шесть-семь лет. А мы потратили полтора года для того, чтобы просто собрать воедино все нужные элементы.

Сегодня первые заказчики продукта — американские компании, которые вовлечены в судебные иски. В США при заведении дела сразу же вступает в силу так называемый «процесс обнаружения», который требует от компаний, вовлеченных в дело, предоставления всех электронных документов, имеющих отношение к данному иску. Компаниям приходится привлекать юристов, которые должны вручную открыть каждый файл и определить, насколько он относится к существу данного дела. Это могут быть миллионы и десятки миллионов файлов, и такая работа обойдется в миллионы и десятки миллионов долларов. Наша система позволяет полностью автоматизировать этот процесс, и первые заказчики говорят, что даже при наличии только одного иска использование Infoscape себя окупает.

— Наталья Дубова, «Открытые системы»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями