Network World, США

Движение в поддержку бесплатного программного обеспечения не означает отказа от коммерческих продуктов в их существующем виде

Через пять лет пользователи Microsoft не будут испытывать даже тени недовольства тем, что программные продукты компании не бесплатны, поскольку эти решения будут представлять для них большую ценность. Так полагает Стив Балмер, генеральный директор Microsoft.

Во время своего выступления перед почти 6 тыс. участников конференции Gartner Symposium ITExpo, состоявшейся в Орландо (США), Балмер ответил на вопросы аналитиков компании Gartner.

В течение 45 минут он рассказывал о Vista, Microsoft Live, программном обеспечении как сервисе (Software as Service, SaaS) и о том, какие решения корпорация намерена предложить в качестве конкурентов бесплатному программному обеспечению.

Прежде всего, Балмер отметил, что движение в поддержку бесплатного программного обеспечения не означает отказа от коммерческих продуктов в их существующем виде.

«Ценность информационных технологий — это ценность программ, — заметил Балмер. — Речь не идет о прекращении выпуска программного обеспечения и отказе от серьезных инновационных проектов, на реализацию которых требуется больше трех месяцев. У нас не менее интенсивно, чем прежде, работает исследовательское подразделение Microsoft Research. Потребуется немало лет, чтобы произошел широкомасштабный переход на свободно распространяемое программное обеспечение. Пройдет три или четыре года прежде, чем основными соперниками наших продуктов станут бесплатные решения. Мы учим пользователей думать об общей ценности решения, не о стоимости фактического программного обеспечения, а об общих затратах».

Балмер добавил также, что в программном обеспечении все в большей степени задействуются возможности Internet, причем речь идет не только о программах на Web-сайтах, но и об остальном программном обеспечении, которое будет иметь возможность запуска по щелчку мыши.

Запустить программное обеспечение можно будет так же быстро, как и обратиться к Web-сайту. Этот подход дает пользователям возможность запускать программы вне зависимости от того, устанавливаются ли они по сети или локально. Он напоминает клиент-серверные модели, популярные в начале 90‑х годов, но, по словам Балмера, намного быстрее. Балмер подчеркнул, что приложения, подобные Office, можно установить на сервере, перед сетевым экраном, а не на пользовательских настольных системах. И приложение могло бы загружаться так же быстро, как если бы пользователь щелкнул по Web-странице.

Балмер также подверг сомнению утверждение, будто подобная эволюция программного обеспечения приведет к более коротким циклам инновации.

«Это могло бы означать конец глубинных инноваций, чему я не верю, и конец очень глубокой интеграции, с чем я не согласен. И здесь я не одинок — это убеждение, я уверен, разделяют и в таких компаниях, как SAP или Oracle», — заметил Балмер.

Термину «программа как сервис» Microsoft предпочитает термин «программа плюс сервис».

Много вопросов было задано Балмеру и по поводу лицензирования программного обеспечения. Все, что касается этой темы, очень интересовало бизнес-пользователей, которые приобрели Windows 2000 или Windows XP, а также купили контракт Microsoft на поддержку программного обеспечения, получивший название Software Assurance. Этот контракт, по словам представителей Microsoft, не будет распространен на новую операционную систему, даже если для имеющихся у них продуктов пользователи заключили его не так давно. Аналитики Gartner спросили у Балмера, почему каждый бизнес-пользователь должен снова подписывать этот контракт.

Балмер ответил: «В версии Vista мы уделили большое внимание Software Assurance. Пользователи увидят, что он стал значительно дешевле и не зависит от следующей версии».

Несмотря на то что Microsoft планирует подготовить дополнительные версии, пользователи не будут обязаны их приобретать.