Кроме того, судья федерального окружного суда города Бруклина Лео Грассер наложил на Кумара, покинувшего CA в июне 2004 года после разразившегося скандала, штраф в размере 8 млн. долл. От прочих обязательств Кумар будет освобожден до тех пор, пока суд не примет решение о возмещении ущерба жертвам бухгалтерских махинаций. В какой тюрьме Кумар будет отбывать срок, пока не сообщается: суд выскажет свои рекомендации, но окончательный выбор остается за Управлением тюрем США.

"Устойчивость финансовых рынков США во многом зависит от того, насколько четко руководители контролируют отчетность компании, оказывающую непосредственное влияние на стоимость ее акций", - заявила федеральный прокурор Рослин Маускопф. По ее словам, обманув доверие акционеров и нарушая федеральное законодательство о ценных бумагах, Кумар систематически искажал финансовую отчетность своей компании с помощью различных скрытых схем.

"Вынесенный приговор стал еще одним подтверждением того, что нарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета, являются серьезным преступлением, а препятствование расследованию неизбежно усугубит положение лица, в отношении которого проводится проверка", - подчеркнула Маускопф.

Согласен с ней и заместитель начальника нью-йоркского отделения ФБР Марк Мершон, помогавший проводить проверку бухгалтерской отчетности CA, который отметил, что приговор соответствует тяжести преступления, совершенного Кумаром.

"Органы правопорядка изобличили махинации Кумара, а суд подтвердил его виновность в организации одной из самых крупных в истории схем фальсификации бухгалтерской отчетности", - сообщил Мершон. По его словам, преднамеренное завышение Кумаром доходов Computer Associates более чем на 2 млрд. долл. повлекло за собой рост стоимости акций компании, но когда обман раскрылся, добросовестные покупатели акций серьезно пострадали. По оценкам правительства, убытки акционеров CA от незаконных манипуляций с финансовой отчетностью превысили 400 млн. долл. Ответчики признали, что завышали квартальный оборот и доходы компании, оставляя бухгалтерские книги открытыми и после завершения отчетного периода. Создавалось впечатление, что компания успешно выполняет план или даже превышает плановые показатели, в то время как реальные результаты им не соответствовали. В апреле вина Кумара была доказана по всем восьми пунктам предъявленного ему обвинения, включая махинации с ценными бумагами, препятствование расследованию и дачу ложных показаний. Согласно законодательству США он мог получить до 90 лет тюрьмы. Обвинение в совершении аналогичных преступлений предъявлено и бывшему директору по продажам CA Стивену Ричардсу, который в настоящее время ожидает приговора. Дата судебного заседания по его делу еще не назначена.

Кумар и Ричардс обвиняются в преднамеренном включении в квартальную отчетность доходов от лицензионных соглашений в размере 2,2 млрд. долл., в то время как сделки еще не были завершены. В обвинительном заключении говорится, что оба они знали об искажении бухгалтерской отчетности и принимали меры к тому, чтобы скрыть эти факты.

К примеру, в начале 2000 года CA подписала лицензионное соглашение на сумму 44,5 млн. долл. с клиентом, который являлся "почти банкротом". В соответствии с договором компания становилась владельцем части его собственности. Впоследствии контракт был датирован задним числом, чтобы его можно было отразить в отчетности за предыдущий квартал. В следующем же квартале, понимая, что указанную в договоре сумму получить не удастся, руководство CA изменило записи своего внутреннего учета, но во внешней отчетности эти изменения отражены не были.

Кумар обвинялся и в том, что в начале 2003 года санкционировал подписание договора на оказание консультационных услуг в размере 3,7 млн. долл. Эти деньги были обещаны за молчание сотруднику одного из клиентов CA, которому стало известно о фальсификации отчетности. В обвинении говорится, что в марте 2000 года этот сотрудник подписал с CA лицензионный контракт на сумму 27 млн. долл., в соответствии с которым CA приобретала у указанного клиента программное обеспечение на аналогичную сумму. Никаких программных продуктов в CA не поступало, а соглашение фактически являлось "обменом доходами" и по действующим нормам не могло попадать в категорию продаж. Когда же сотрудник клиента пригрозил сообщить обо всем в правоохранительные органы, Кумар решил уладить это дело, заплатив "консультационные отступные".