«Сети»

Сетевая инфраструктура, основанная на протоколе IP, открыва?ет перед предприятием широкие возможности испо?льзования разных коммуникационных приложений — от IP-телефонии до видеоконференц-связи

Ежегодно издательство «Открытые системы» и компания IDC проводят немало мероприятий, посвященных самым разным категориям информационных технологий и их использованию в интересах бизнеса, но недавняя конференция «Бизнес на платформе IP: телекоммуникационная инфраструктура современного предприятия», явилась их первым обращением к телекоммуникационной тематике.

В последние годы IP-технологии стали стандартом де-факто при построении корпоративных систем связи. Сетевая инфраструктура, основанная на протоколе IP, открывает перед предприятием широкие возможности использования разных коммуникационных приложений — от IP-телефонии до видеоконференц-связи. Для территориально распределенных компаний развертывание IP-сети зачастую оказывается единственно возможным решением, обеспечивающим удовлетворение противоречивых запросов современного бизнеса.

Согласно оценкам IDC, которые озвучил на конференции Джошуа Бадд, руководитель исследовательских программ IDC в области связи по региону CEMA, в ближайшие пять лет в странах Центральной и Восточной Европы объем трафика VoIP вырастет более чем в 15 раз. К 2010 году он приблизится к 16 млрд. мин — и это на фоне постепенного снижения затрат абонентов на услуги традиционной телефонии. Если на крупных предприятиях окажется весьма значительной доля внутрикорпоративного трафика VoIP, то представители малого бизнеса по-прежнему будут пользоваться IP-телефонией для сокращения расходов на международную связь.

Руководитель группы предпродажной подготовки представительства Avaya Георгий Санадзе назвал два основных мотива перехода отечественных предприятий на рельсы IP-коммуникаций. Первый мотив — классический, и состоит в экономии при звонках через сети традиционных операторов. Второй заключается в оптимизации расходов компаний за счет централизации управления сетевой инфраструктурой, используемой для передачи голоса, данных и видео.

В корпоративной среде постепенно осознают, что иметь единую конвергентную сеть выгоднее, чем несколько разобщенных систем. «Год назад соотношение абонентских портов TDM и IP в покупаемых УАТС составляло примерно 70 к 30, а сейчас мы подошли к пропорции 60 к 40%», — подчеркнул Санадзе. Причем объемы продаж в регионах сильнее склоняются в сторону TDM-решений, а в Москве и Петербурге предпочитают покупать IP-УАТС.

Для ускоренного и безболезненного перехода предприятий на IP поставщикам инфраструктурного сетевого оборудования потребуется решить ряд проблем. По мнению Юрия Кочубеева, менеджера по проектам представительства Allied Telesis в России и СНГ, производителям важно придерживаться открытых стандартов. Но эти стандарты постоянно развиваются, и, чтобы соответствовать им, вендорам нужно постоянно внедрять инновации. Именной такой позиции, по словам Кочубеева, придерживаются в Allied Telesis. Кроме того, заказчики стремятся к приобретению комплексных решений, чему способствуют альянсы с другими разработчиками.

Директор департамента ProCurve Networking компании HP Вадим Плесский уверен: «Одно из главных препятствий на пути к эффективному внедрению IP-коммуникаций — некоторое сопротивление в умах людей, которые эксплуатируют традиционные телефонные системы».

На отечественных предприятиях эксплуатацией систем телефонии по традиции занимаются одни специалисты, а сетевой инфрастуктурой — другие. Значит, в результате объединения разнородных сервисов кого-то из них неминуемо ждет сокращение. Отсюда и вытекает это неприятие перемен. Выход, по убеждению Плесского, заключается в переобучении специалистов, обслуживающих УАТС. И тогда в их умах начнет укрепляться потребность в переходе к IP-телефонии.

Пока в нашей стране все еще продолжаются дебаты относительно целесообразности перехода на инфраструктуру, обеспечивающую конвергенцию голоса и данных, за рубежом этот этап можно считать уже пройденным. Здесь в повестке дня преобладают вопросы использования IP-приложений, служащих для повышения производительности труда.

Как свидетельствуют результаты проведенного аналитиками опроса ИТ-менеджеров из Центральной и Восточной Европы, корпоративный сектор весьма заинтересован в функциональности, которую обеспечивает интеграция мобильной и фиксированной связи на базе протокола SIP. Важность переадресации вызовов с мобильных устройств на учрежденческую АТС отметили 54% респондентов. Несколько реже участники опроса отмечали значимость переноса части функций, поддерживаемых УАТС, на мобильные терминалы. Любопытно, что требования крупных и средних предприятий к системам корпоративной телефонии практически совпадают, тогда как интересы небольших компаний совсем иные.

В нашей стране представители компаний-производителей отмечают крайне низкую степень проникновения коммуникационных IP-приложений в деловую среду. По словам Кочубеева, речь идет о считанных процентах. Оценки Санадзе более оптимистичные: «Примерно в половине продаваемых сегодня IP-УАТС присутствуют решения для построения полноценного контакт-центра». Решения для организации совместной работы, Web-конференций или мгновенного обмена сообщениями востребованы существенно меньше, но интерес пользователей к ним динамично растет.

Полномасштабно реализовать возможности, которые обеспечивают современные IP-технологии, нельзя без соответствующих вычислительных ресурсов. В этой связи вряд ли может вызывать удивление пристальное внимание к рынку IP-коммуникаций со стороны Intel. Участникам конференции была представлена анонсированная корпорацией в текущем году технология vPro, реализованная в платформе на процессорах Core2 Duo, наборах микросхем Q965 Express и гигабитных сетевых адаптерах 82566DM. Ее отличительными признаками являются встроенные функции управления учетом, обновлением, диагностикой и восстановлением ресурсов, аппаратная поддержка упреждающей сетевой защиты, рост производительности при сниженном уровне энергопотребления.

Интригующую картину офиса будущего нарисовал в своем выступлении Санадзе. При современном уровне развития телекоммуникаций пребывание менеджеров в офисных помещениях зачастую лишено смысла. Если учесть активное проникновение услуг широкополосного доступа, то работа в Internet, с корпоративной почтой и ведение переговоров по телефону вполне могут избавить работников корпораций от многочасового простаивания в уличных пробках и загрязнения окружающей среды. Добавьте сюда рост продуктивности труда сотрудников, находящихся в более комфортных условиях, и нецелесообразность классической офисной организации работы менеджеров станет очевидна.

Это уже осознали в экономически развитых странах, где, согласно мировой статистике, 58% компаний в той или иной степени используют виртуальные рабочие места и только 9% сотрудников вынуждены ездить в офисы. На Западе 60% корпоративных пользователей задействуют беспроводные средства для подключения компьютеров. Отметим: 89% из 100 крупнейших компаний США предлагают своим служащим возможность работать на дому, а в Германии и Англии свыше 60% сотрудников используют средства удаленного подключения к корпоративной сети. Недаром опрос директоров информационных служб крупных фирм из разных стран, опубликованный Gartner в октябре 2005 года, показал, что в сегодняшней иерархии приоритетов ИТ-руководителей внедрение приложений для мобильных работников уверенно занимает третье место (после внедрения систем бизнес-аналитики и средств информационной защиты).

Дальнейшее распространение IP-технологий обещает сделать переход на удаленную работу повсеместным. Это означает отказ от закрепления выделенного рабочего места за каждым служащим и создание виртуальных рабочих мест, доступных любому сотруднику или посетителю. Переход на новую схему приведет к сокращению арендуемых площадей, снижению расходов на компьютерную и офисную технику, а также на оплату услуг связи.


Вопрос влияния

На вопросы журнала «Сети» о роли Intel в переходе предприятий на технологии IP-коммуникаций отвечает Владимир Слинько, директор по развитию корпоративного рынка Intel в странах СНГ.

Каких результатов хотела бы достичь ваша компания, способствуя развитию IP-инфраструктуры предприятий?

IP-коммуникации — широкое понятие, включающее в себя передачу голоса, видео, файлов и мгновенных сообщений по сетям IP. Многие виды современных коммуникаций требуют увеличения вычислительной мощности клиентских устройств. До недавних пор настольный компьютер оставался центральным элементом рынка персонального оборудования, но сейчас активно осваиваются новые типы терминалов. На Западе объемы продаж ПК и ноутбуков уже сравнялись, в России этого ждут на рубеже 2007-2008 годов. Корпоративный сектор более консервативен с точки зрения перехода на мобильные компьютеры, но и здесь это лишь вопрос времени.

Еще три-четыре года назад ноутбуки воспринимались как более дорогая и медленная альтернатива настольным ПК. Предполагалось, что их будут покупать топ-менеджеры или сотрудники, постоянно разъезжающие по командировкам. Сейчас во многих западных компаниях ноутбук — стандартный рабочий инструмент, и лишь малая часть сотрудников компаний использует в своей работе двухпроцессорные рабочие станции для задач, к которым ноутбуки малопригодны. Intel стремится определять, какие устройства окажутся востребованными конечными пользователями в дальнейшем, какие к ним будут предъявляться требования, и разрабатывать для них соответствующие электронные компоненты.

Какие особые требования могут предъявлять к клиентским устройствам корпоративные IP-приложения?

Если речь идет об IP-сети, это значит, что все устройства единообразно подключаются по IP, вне зависимости от того, используются для этого провода или нет. Поскольку IP-сети существуют давно и остальные протоколы почти вытеснены из всех сегментов корпоративного рынка, я не считаю, что возникнут какие-то новые требования к вычислительной инфраструктуре, помимо собственно поддержки IP.

Владимир Слинько: «При таком всеобщем проникновении IP возникает зависимость бизнеса от работоспособности сети. Именно эту цель преследовала разработка технологии Intel vPro, призванной уменьшить риски отказа систем, а в случае сбоя обеспечить их скорейшее восстановление»

Вместе с тем при таком всеобщем проникновении IP возникает зависимость бизнеса от работоспособности сети. Именно эту цель преследовала разработка технологии vPro, призванной уменьшить риски отказа систем, а в случае сбоя обеспечить их скорейшее восстановление.

Производительность клиентских систем возрастает не столько из-за самого применения IP, сколько в силу требований времени. К примеру, раньше электронная почта воспринималась как дополнение к бумажной, и утеря одного письма не была особо критичной. А сейчас ритм деловых коммуникаций значительно ускорился, поэтому все большее внимание уделяется уровню готовности и надежности клиентских систем.

Мне кажется, vPro отвечает на запросы крупных организаций. Если раньше они надеялись на производителей программного обеспечения, которые решали все вопросы управления инфраструктурой, то теперь мы добавили аппаратную поддержку. Интеллектуальный сетевой адаптер со встроенным HTTPS-сервером позволяет включать ПК через корпоративную сеть, устанавливать на него необходимые программы, изменять конфигурационные настройки. vPro дает ИТ-отделам аппаратный инструментарий управления, которого прежде они не имели.

В последние годы в Intel избавлялись от подразделений, связанных с телекоммуникационным рынком. Как компания собирается поддерживать свой авторитет в этой области?

Мы имеем дело с обычным «покачиванием маятника»; такое уже неоднократно случалось в истории компании. Стремясь обогнать рынок на каком-либо направлении, Intel покупает перспективный бизнес и активно инвестирует в его развитие, но как только на рынке появляется множество аналогичных продуктов, корпорация решает, оставлять его за собой или продавать.

Как правило, подобные вопросы решались в пользу того, чтобы мы оставались горизонтальным поставщиком электронных компонентов, а наши клиенты обеспечивали продажи и сервисную поддержку готовых решений.

Свое влияние на телекоммуникационный рынок Intel сохраняет прежде всего за счет партнерства с операторами и производителями сетевого оборудования. В частности, компания осталась производителем чипсетов для абонентских и базовых станций WiMAX и активно помогает работе отраслевого форума по подтверждению совместимости базовых и абонентских устройств.

Когда следует ждать появления клиентской платформы для подключения к сетям WiMAX наподобие Centrino для сетей Wi-Fi? И какова может быть примерная стоимость новых возможностей клиентских устройств?

Думаю, что адаптеры WiMAX как отдельный продукт появятся в 2007 году, а еще через полгода-год они станут частью интегрированной платформы. В результате компьютеры всегда будут подключены к глобальной сети. С выпуском Centrino мы немного обогнали развитие рынка Wi-Fi, но если бы тогда не появилось большого количества устройств, вряд ли бы так быстро сложился и сам рынок.

Что касается цены на платформу WiMAX, мне не хотелось бы называть конкретных цифр. Но в рамках платформы стоимость сетевого адаптера будет значительно ниже стоимости не только всей платформы (процессор, чипсеты, адаптер), но и отдельно взятого процессора. В Centrino весь набор компонентов стоит примерно 200-250 долл., из которых на адаптер Wi-Fi приходится 25 долл. Примерно такие же пропорции должны сохраниться и в отношении будущих компьютеров с WiMAX-возможностями.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями