Подведены первые итоги проекта по подключению российских школ к Internet

Во время выставки «ИнфоКом 2006» было организовано обсуждение первых результатов стартовавшего в этом году проекта по подключению всех российских школ к Internet. В его рамках организуется доступ в Internet на скорости не менее 128 Кбит/с с возможностью увеличения до 512 Кбит/с, а также создание единого федерального центра информационных образовательных ресурсов. Подключиться к Всемирной сети в 2006 году должны не менее 18 тыс. школ и других средних учебных заведений, а к концу 2007 года их количество составит 52 940 и достигнет 100-процентной отметки.

Однако первые результаты выполнения проекта, по мнению большинства участников совещания, нельзя назвать утешительными. Как отметил заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк, к Internet пока подключено лишь около 4,5 тыс. школ, причем в некоторых федеральных округах процесс идет с заметным отставанием. И основным аутсайдером оказался Центральный федеральный округ.

В числе проблем, тормозящих проект, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Ольга Волжина назвала отсутствие компьютерных классов в школах. Последняя проблема, по ее словам, особенно актуальна для центрального региона, во многих школах которого компьютерное оборудование устарело и не соответствует условиям, необходимым для подключения к Internet.

По мнению помощника полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Игоря Зубкова, причина отставания округа не только в отсутствии необходимого компьютерного оборудования, но и в нескоординированных действиях Минобразования и власти в регионах.

Еще одной проблемой, на взгляд заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи Сергея Мальянова, становится недостаток информации о проекте в самих школах ЦФО: «Директора школ зачастую не знают не только о сроках подключения, но и о подключении вообще».

Как показало дальнейшее обсуждение, многие школы, даже будучи уже подключенными к сети, плохо осведомлены об условиях проекта. Например, был задан вопрос об оплате доступа в Internet. По словам Волжиной, первые два года трафик будет оплачиваться за счет бюджета, а в дальнейшем расходы возьмут на себя региональные власти. Затруднения у школ — участников проекта — вызвал также доступ к образовательным ресурсам, поскольку в школах не знают, где и как эти ресурсы найти. Возможно, эта проблема будет решена за счет издания специального каталога.

Еще одним новшеством, предложенным Минобразования, может стать введение в штат средних образовательных учреждений должности системного администратора. Сейчас все вопросы поддержки оборудования и решения технических проблем ложатся на учителей информатики, что вызывает у них вполне законное неудовольствие.

Участники совещания обсудили также вопрос ограничения доступа к ресурсам сети. Поскольку основной целью подключения является пользование образовательными ресурсами, будет создана система фильтрации. Определение «нежелательных» ресурсов станет задачей Минобразования, а техническую сторону возьмет на себя исполнитель государственного заказа по подключению школ — «РТКомм.РУ».