DigiTimes.com, специально для Computerworld Россия

Или субъективная зарисовка о том, как мануфактуры золотого миллиарда расстаются с секретами Полишинеля

Со стороны эта история поначалу чем-то напоминала сказку. Нет, не какую-то абстрактную из серии многочисленных голливудских интерпретаций на тему обретения заурядными персонажами незаурядных способностей и последующего одолевания ими монстров нарастающей крутизны по мере приближения к неизбежному хеппи-энду. Наша история напоминала совсем другую сказку — поучительную, написанную в позапрошлом веке датским писателем Гансом Христианом Андерсеном. Под названием «Новый наряд короля». Только открывать глаза обывателям взялся не невинный ребенок, а известный своими ультраправыми взглядами британский таблоид.

В середине июня — сразу по окончании выставки Computex в Тайбэе — на страницах газеты Mail on Sunday появилась статья, открывшая миру ужасный секрет ИТ-индустрии. Цифровые плейеры iPod, которыми корпорация Apple так успешно соблазняет тинейджеров во многих странах мира, производятся в Китае одним из дочерних предприятий тайваньской компании Hon Hai Precision Industry, также известной под названием Foxconn Electronics, в условиях, которые трудно охарактеризовать иначе как потогонными. Озаглавленная «Город iPod», статья изобиловала душераздирающими подробностями из жизни китайских рабочих: смены продолжительностью 12 либо 15 часов, жесткий прессинг со стороны менеджеров-надсмотрщиков, общежития, скорее похожие на казармы, и зарплата, которой едва ли хватит на приобретение одного-единственного экземпляра iPod.

Как и в сказке про голого короля, ничего сног?сшибательно нового момент истины не открыл. О массовом каторжном труде китайских рабочих на предприятиях по выпуску электронной техники — безотносительно плейеров iPod и заводов Foxconn — и прежде было широко известно в узких кругах ИТ-специалистов. После июньского демарша Mail on Sunday об этом вспоминали по обе стороны баррикад. Не вполне логично, однако, на этом основании предъявлять к таблоиду какие-то претензии: дескать, нашли, о чем написать, — о том, что китайцы пашут на своих заводах как проклятые, еще в стародавние времена анекдоты слагали.

От таблоида, хотя терминологически это слово означает всего лишь формат издания газет, как правило, не ждут идеально выверенной фактологии и безупречной политкорректности. Это, впрочем, не означает, что все таблоиды сплошь печатают клевету и ложь. Если бы это было так, аудитория изданий типа Daily Mail и воскресного выпуска Mail on Sunday была бы куда меньше. Да, одна из основных задач большинства таблоидов — гнать волну, подавая обывателю громкие сенсации и шокирующие заголовки. Иначе само существование таблоида неминуемо окажется под вопросом. Но если бы «Город iPod» существовал лишь в нездоровом воображении репортеров Mail on Sunday, одноименная статья вряд ли вызвала бы такой резонанс во всем мире.

Со своей задачей таблоид справился — волна поднялась большая. У коллег-журналистов из самых разных уголков земного шара словно проснулся аппетит. Возможно, одной из причин тому послужило то рвение, с которым ИТ-индустрия охраняет свои секреты Полишинеля. Ведь сравнительно недавно в компаниях, которым принадлежат ведущие мировые брэнды, отказывались признавать даже сам факт, что их продукция производится в странах Юго-Восточной Азии местными компаниями.

Вячеслав Соболев — редактор тайваньского онлайн-издания DigiTimes.com, освещающего события и тенденции ИТ-индустрии в странах Юго-Восточной Азии

Уловили английские газетчики и то, что в обществе существует повышенный интерес именно к ИТ-индустрии по сравнению со многими другими отраслями промышленности. Напиши, к примеру, что такая же свирепая эксплуатация китайских рабочих имеет место быть при производстве кроссовок или садово-огородного инвентаря, и обыватель лишь равнодушно пожмет плечами: такая вот она, Азия.

Безусловно, сыграл свою роль и выбор жертв. Ничто так не портит цель, как необходимость оправдывать средства. Этот девиз, думается, могли бы с полным правом начертать на своих знаменах и британские таблоиды. Трудно заподозрить, что предприятия Foxconn в городе Лонгхуа являют собой какой-то уникальный образчик эксплуатации. И Apple — далеко не единственный заказчик Foxconn. Но с другими именами это был бы уже не «Город iPod» и в целом картина выглядела бы не столь эффектно. А так получилась самая настоящая горючая смесь. С одной стороны Apple — живая легенда ИТ-индустрии, поклонники которой не хуже английских футбольных фанов в плане радения за любимую команду. С другой стороны Foxconn — мировой лидер контрактного производства электронного оборудования и тайваньская ИТ-компания номер один по объемам продаж, да еще и со своими небезоблачными взаимоотношениями с журналистским сообществом.

Такая смесь не могла не взорваться, и расчет оказался верен. В то время как в Купертино практически сразу решили, не откладывая дело в долгий ящик, начать собственную проверку предприятий Foxconn и других подрядчиков, поклонники Apple ринулись в Сеть на защиту своих любимцев. Эффект от этого, естественно, получился вполне удовлетворительный для таблоида — шума из ничего становилось все больше.

Если стратегия Apple, по всей видимости, и не допускала прямой конфронтации с прессой, то в Foxconn такого варианта развития событий не исключали. По-человечески такую позицию понять можно. Не каждый день ИТ-компаниям такого масштаба и веса приходится сталкиваться с чем-то подобным, когда негативные статьи идут одна за другой, формируя в глазах обывателя демонический образ и навязчиво подталкивая его к мысли, что вообще компания имеет к ИТ отношение примерно такое же, как тростниковые плантации к кондитерским рецептам.

Поначалу от Foxconn исходили лишь угрожающие намеки: мол, компания оставляет за собой право призвать клеветников к ответу. Потом были обнародованы результаты проверок Apple, которые при желании можно было трактовать в любую сторону — как за, так и против демонов, которые как будто обнаружены, но в количествах предположительно небольших, и те уже находятся в процессе самоликвидации. После этого в Foxconn решили, что пора от слов переходить к делу.

Объектом выбрали, правда, не Mail on Sunday, а шанхайскую China Business News с ее действительно странной статьей, в которой утверждалось, например, что половина новых сотрудников приходят в Foxconn с хроническими болезнями. Руководствуясь суммой в 30 млн. юаней (3,75 млн. долл.), предъявленной Foxconn к взысканию с репортера и редактора газеты в качестве компенсации ущерба, суд постановил заморозить все активы и имущество журналистов, включая жилье, автотранспорт и банковские счета. В ответ начались протесты правозащитников и журналистских ассоциаций — Foxconn припомнили аналогичные действия в отношении тайваньской журналистки в 2004 году, вызвавшей гнев компании довольно безобидным материалом.

Заключительными актами драмы стали снижение ущерба до одного юаня и последующее примирение с взаимными извинениями, на что в Foxconn, как утверждали злые языки, согласились не без подсказки Apple. К тому времени история уже мало походила на сказку: эксцентричному датчанину такие зигзаги сюжетных линий даже не снились.