«Сети»

Корпорация проводит реорганизацию своих мультимедийных активов, в результате которой на рынке появится новая компания под старым брэндом

По мнению президента АФК «Система» Александра Гончарука, российский рынок мультимедийных услуг активно растет, но еще недостаточно освоен. Поэтому корпорация старается занять на нем собственную нишу, а для этого ей необходима более эффективная организационная структура. Важнейшим элементом этой структуры станет единый оператор мультимедийных услуг на базе вновь созданной компании ЗАО «Стрим-ТВ», целиком принадлежащего дочке «Системы» — «Системе Масс-медиа» (СММ). Руководителем новой компании станет Григорий Новицкий, ранее возглавлявший «МТУ-Интел».

Стратегическая задача единого оператора — максимальный охват региональных рынков и предоставление клиентам доступа к широкому спектру мультимедийных услуг, прежде всего платному ТВ. При этом единый оператор будет предоставлять услуги на базе всех имеющихся в его распоряжении и перспективных инфраструктурных технологий. С этой целью в управление «Стрим-ТВ» будут переданы подконтрольные СММ телекоммуникационные активы. Впрочем, главным операционным инструментом единого оператора станут сети кабельного ТВ, так как в настоящий момент СММ управляет 37 региональными операторами «Объединенных кабельных сетей» (UCN). Как отметил генеральный директор СММ Михаил Дунаев, совокупная абонентская база компаний, принадлежащих UCN на момент ее приобретения CММ в начале 2006 года, составляла 600 тыс. подписчиков. На сегодняшний день их число увеличилось до 1,4 млн. (с учетом приобретений региональных кабельных сетей), а к концу года увеличится предположительно до 1,5 млн. абонентов.

Михаил Дунаев: «Мы контролируем около 30% российского рынка платного телевидения»

«Это означает, что мы контролируем около 30% российского рынка платного ТВ», — отметил Дунаев.

Кроме того, СММ контролирует 50% акций «Космос-ТВ», 74% акций ООО «Цифровое телерадиовещание» (ЦТВ) и некоторые другие региональные кабельные компании. Все эти активы также будут переданы под управление компании «Стрим ТВ». Как известно, этот брэнд до настоящего времени активно развивал столичный Internet-провайдер «МТУ-Интел». Она на 48% принадлежит СММ и на 52% — дочернему предприятию «Системы» — «Комстар-ОТС». Пересечение зон ответственности единого оператора и «МТУ-Интел» налицо.

Генеральный директор «Комстар-ОТС» Эрик Франке утверждает, что образование единого оператора практически не повлияет на бизнес-модель возглавляемой им компании, в том числе и на бизнес-модель «МТУ-Интел». Из этих обтекаемых комментариев следует, что, во-первых, активы «МТУ-Интел» передавать под управление «Стрим-ТВ» пока не планируется а, во-вторых, крупнейший столичный ADSL-провайдер продолжит свою деятельность в прежнем режиме и с тем же пакетом услуг, который он предоставляет сегодня. А вот будет ли «МТУ-Интел», как и ранее, использовать брэнд «Стрим-ТВ», остается невыясненным (представляется абсурдной ситуация, когда один и тот же торговый знак будут эксплуатировать на столичном рынке и «МТУ-Интел», и «Космос-ТВ»). Но, похоже, решение о правопреемнике популярного брэнда в АФК еще не принято. Впрочем, это не единственная неопределенность в проекте реорганизации мультимедийных активов «Системы». В частности, корпорации еще предстоит разрешить массу вопросов функционирования объединенной компании, ответственной за производство, агрегацию и пакетирование контента, о грядущем создании которой сообщил президент «Системы». Эта инициатива чревата новым пересечением зон ответственности «МТУ-Интел», ныне самостоятельно генерирующей несколько телеканалов, и будущего единого поставщика контента СММ.

Однако в итоге неизбежные потери от реорганизации должны с лихвой оправдать себя. Ибо конечная цель задуманной структурной перестройки мультимедийных активов «Системы» заключается в радикальном повышении акционерной стоимости СММ. В текущем году АФК уже инвестировала в свой медийный бизнес более 200 млн. долл., включая расходы на покупку операторов кабельного ТВ и модернизацию действующих сетей.

«В следующем году объем инвестиций в структуры, контролируемые СММ, сохранится примерно на том же уровне и даже будет увеличен, — подчеркнул Гончарук. А через несколько лет мы создадим компанию, акционерная стоимость которой будет не ниже, чем у телекоммуникационных активов АФК».

В этом смысле логика действий корпорации остается неизменной. Как и прежде, АФК «берет» недооцененный (по ее мнению) актив или перспективную технологию и начинает развивать их до некоторой критической массы, а затем ставит вопрос о реализации акционерной стоимости «выращенного» актива. Реализовать ее можно разными путями, например заинтересовав стратегического инвестора. А можно продать акции новой компании на бирже. 

Факты

Компания «Система Масс-медиа» (СММ) — дочерняя структура АФК «Система», управляющая медийными активами корпорации, в том числе операторами кабельного телевидения в 37 городах России, с совокупной абонентской базой более 1,5 млн. пользователей. Кроме того, СММ контролирует рекламное агентство «Максима», газеты «Россiя» и «Литературную газету», собственную строящуюся киностудию в Санкт-Петербурге, а также 75% кинокомпании Thema Production, зарегистрированной в Люксембурге, 50% «Космос-ТВ», 48% «МТУ-Интел», 74% компании «Цифровое телерадиовещание». Выручка СММ в 2005 году составила 52,5 млн. долл., операционная прибыль — 7 млн. долл., чистая прибыль — 3,3 млн. долл.