«Сети»

Ведущие отечественные сотовые операторы обсуждают, как жить дальше

История развития сотовой связи в России, наверное, еще долго будет служить хрестоматийной «историей успеха» и назидательным примером того, как следует строить бизнес с нуля. Однако поговаривают, что лучшие времена для отечественного сотового бизнеса уже позади, и GSM-операторам нужно готовиться к тому, что их лакомый пирог начнут «отгрызать» провайдеры, сделавшие ставку на другие технологии, например широкополосный беспроводной доступ (ШБД). Так считают и некоторые руководители Мининформсвязи. А ведь подотчетная им отрасль своей динамикой роста в последние десять лет обязана прежде всего именно сотовым компаниям.

Закат GSM

Как заявил заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев на III ежегодной конференции «Беспроводная связь в России», организованной газетой «Ведомости», уровень проникновения услуг сотовой связи «по формальным абонентам» (то есть по проданным SIM-картам) в России фактически достиг 100%. И у операторов остается единственный путь экстенсивного развития — бороться за рынки СНГ. Вторая особенность нынешнего состояния рынка — преобладание иждивенческих настроений рядовых пользователей, поэтому переломить тенденцию падения дохода с абонента (ARPU) путем повышения тарифов будет крайне трудно. У многих операторов все еще сохраняется иллюзия в отношении дополнительных услуг, которые, по их мнению, должны стать локомотивом повышения доходности сотового бизнеса. Однако практика показывает, что средняя ежемесячная выручка от всех видов этих услуг в нашей стране не превышает 1,1-1,2 долл. на абонента, причем интерес к добавленным сервисам начинает падать.

Дмитрий Милованцев: «Уровень проникновения услуг сотовой связи по ?формальным абонентам? в России фактически достиг 100%. И у операторов остается единственный путь экстенсивного развития — бороться за рынки СНГ»

По данным Мининформсвязи, за первое полугодие 2006 года голосовые услуги обеспечили 84% всех доходов отечественных мобильных операторов. Передача SMS принесла им 8%, контент-услуги — 4%, мобильный доступ к Internet — 3% и, наконец, базовые дополнительные сервисы (переадресация, голосовая почта и т. д.) — только 1% заработанных денег.

Так что сотовая связь утратила роль основного фактора роста рынка, которая перешла к сегменту услуг широкополосного доступа. За первую половину года в Мининформсвязи зафиксировали следующие темпы увеличения совокупной выручки в разных секторах телекоммуникационного рынка: сети широкополосного беспроводного доступа — 61%, проводной широкополосный доступ — 42%, мобильная связь — 34%, фиксированная телефония — 16%. В прошлом году оборот рынка услуг ШБД равнялся 50 млн. долл., а по итогам текущего ожидается на уровне 80 млн.

«По мере высвобождения частотного спектра операторы ШБД будут постепенно захватывать те сегменты рынка, на которых безраздельно доминировали компании сотовой связи», — полагает Милованцев. И, кстати, последние решения Мининформсвязи как нельзя лучше помогают этим прогнозам сбыться. Если в отношении лицензий третьего поколения уже который год тянется вялотекущая дискуссия об отсутствии свободных частот, сокращении отставания регионов от Москвы и т. д., то операторы ШБД, что называется, попали в струю: в настоящее время Россвязь уже принимает от них заявки на предоставление частот в диапазоне 2,5‑2,7 МГц под развертывание сетей WiMAX. Кстати, и деньги на исследования по программе конверсии частот в госбюджете тоже нашлись.

«Все технологии широкополосной беспроводной связи превращаются в конкурентов сотовой связи, — подчеркнул Милованцев. — И все эти разнообразные технологии, в конечном счете, смыкаются в одной точке своего развития, которая называется Software Defined Radio». То есть, какую бы технологию ШБД ни стали поддерживать сейчас на государственном уровне, через некоторое время это уже не будет иметь значения, поскольку все беспроводные сети четвертого поколения будут совместимы друг с другом.

Сотовым операторам вообще не нашлось места в этой картине мира. Возможно, сегодня им следует подумать не только о том, как заполучить частоты под сети WiMAX, но и над своими поступками, которые в последнее время изрядно раздосадовали руководство Мининформсвязи. Многие эксперты сходятся во мнении, что у министерства практически не осталось выбора, кроме как осадить «большую тройку». Пока новые операторы ШБД не вырастут до таких же размеров, с ними будет легко находить общий язык.

Если традиционные сотовые операторы не озаботятся развитием конвергентных сервисов, выходом на рынки фиксированной связи и передачи данных, а также качественным улучшением дополнительных сервисов, им грозит постепенное сокращение доли рынка.

Дорога на Восток

Впрочем, представителей крупного сотового бизнеса мрачные предсказания не особенно расстраивают, так как в настоящее время они заняты решением более насущных проблем — расширением бизнеса на страны СНГ и дальнего зарубежья, а также противостоянием с региональными операторами сотовой связи, которые объединились в ассоциацию.

Генеральный директор холдинга «Система Телеком» Сергей Щебетов рассказал о том, как обстоят дела на международном рынке слияний и поглощений в области телекоммуникаций, где отечественные компании пытались играть, но пока без особого успеха. Из заметных достижений можно выделить только получение компанией «Альфа Телеком» контроля над турецким GSM-оператором Turkcell. По этому поводу сейчас ведется судебный процесс между «Альфа Телеком» и шведско-финским конгломератом TeliaSonera, который считает, что российская сторона добилась победы нечестным путем.

Компания МТС, входящая в «Сис?тему Телеком», также участвовала в торгах по продаже акций иностранных сотовых компаний — турецкой Telsim и индийской Bharti Tele-Ventures. Но в обоих случаях по размеру предложенной суммы ее обошел британский сотовый гигант Vodafone.

«Большой объем свободных капиталов и малое количество продаваемых GSM-активов в развивающихся странах привели к тому, что рынок приобретений оказался сильно перегрет, — считает Щебетов. — В скором времени должна произойти его корректировка».

По словам главы «Системы Телеком», в мире увеличился процент сделок, совершаемых за наличный расчет. Средний мультипликатор сделок на международном рынке сотовой связи (отношение стоимости продаваемой компании, оцениваемой при сделке, к величине ее дохода, без учета распределения прибыли, налогов, обесценивания фондов и амортизации, EBITDA) в настоящее время вырос до 8,8, тогда как год назад он не превышал 6,5. Государства с развивающейся экономикой пользуются высочайшим спросом на сотовые активы и начинают продавать принадлежащие им пакеты акций на пике их стоимости. Однако даже в таких приватизационных проектах мультипликатор стоимости компаний составляет в среднем 6,7. Кстати, когда Vodafone выиграл у МТС торги по турецкому оператору Telsim, выложив за пакет его акций 4,55 млрд. долл., мультипликатор этой сделки достиг 29, совершенно заоблачного значения.

Вывод Щебетова был таким: сейчас сотовый бизнес выгоднее продавать, чем покупать. «Однако было бы что России продавать», — с иронией добавил он. Но сотовые активы у государства еще остались — ими владеют предприятия «Связьинвеста». И если за них готовы переплатить в несколько раз — почему бы и не продать?

В ожидании глобальной коррекции на телекоммуникационном рынке МТС сосредоточится на развитии «домашних» рынков, к которым помимо России относятся Украина, Белоруссия и Узбекистан. Как заявил президент компании Леонид Меламед, «МТС выбирает для экспансии те рынки, на которых умеет работать». Они характеризуются проникновением услуг сотовой связи от 30 до 90%, то есть находятся в фазе интенсивного роста, которую недавно прошла Россия. Меламед надеется, что пик падения ARPU уже пройден. В настоящее время его значение у МТС составляет 8,8 долл., а к 2015 году оно должно подрасти до 12,9 долл.

Будущая динамика этого ключевого показателя доходности бизнеса зависит не только от тарифной политики операторов и запуска новых услуг, но и от возможных изменений в отраслевом законодательстве, а также общей экономической ситуации в стране. Наряду с наиболее высоким уровнем проникновения сотовой связи среди стран СНГ Россия отличается самой низкой величиной средней выручки в пересчете на абонента. Не считая Украины, где проникновение услуг сотовой связи перевалило за 70%, среднее значение ARPU сотовых компаний в других странах СНГ и Балтии колеблется от 12 до 20 долл. В зарубежной Европе, где 100-процентное насыщение рынка давно уже стало реальностью, нормальными значениями ARPU являются 20-30 долл.

Не будите «демона»

Впрочем, большая часть конференции была посвящена обсуждению вопросов, связанных с деятельностью сотовых операторов в условиях стопроцентного проникновения услуг, и ситуации, сложившейся после введения принципа «звонящий платит». Тему перспективности развертывания сетей ШБД участники конференции совсем не поддержали.

Президент Ассоциации региональных операторов мобильной связи Юрий Домбровский и его коллега по этой организации Геннадий Фридман, глава компании «Сибирская сотовая связь», говорили о том, как изменилась с 1 июля текущего года структура бюджета на связь внутри группы малоимущих абонентов (типичной российской семьи). Раньше звонки с фиксированного на мобильный телефон обходились мобильным абонентам в среднем по 5 рублей за минуту, а сейчас фиксированный абонент тратит за исходящие вызовы на мобильные телефоны полтора рубля. Экономия для бюджета группы налицо, в результате чего в два с половиной раза вырос трафик с фиксированных на мобильные сети. Несколько подрос и объем входящего трафика на фиксированные телефоны, зато заметно упала доля межсетевых звонков с мобильного на мобильный телефон. Причина тому, по мнению Домбровского, кроется в одностороннем увеличении «большой тройкой» тарифов на терминацию внешних вызовов.

С трибуны конференции президент ассоциации снова обратился к представителям лидеров рынка (кроме «ВымпелКома», с которым 1 сентября региональная ассоциация уже достигла промежуточной договоренности), которые не хотят найти компромиссное решение по вопросу межсетевого взаимодействия.

Свое возмущение позицией МТС и «МегаФона» Домбровский объяснил их «социальной безответственностью» и призвал эти крупные сотовые компании прийти к справедливым условиям конкуренции на рынке сотовой связи. Ведь повышение тарифов на интерконнект может больно ударить по кошельку большинства малоимущих региональных абонентов сотовой связи, которым станет сложнее дозваниваться родственникам, пользующимся услугами операторов «большой тройки». Домбровский выразил сожаление, что все эти споры вызвали к жизни «демона регулирования», который живет в недрах Мининформсвязи и до недавних пор не проявлял внимания к сотовому рынку. И теперь, по его словам, только мудрая позиция руководителей МТС и «МегаФона» может спасти положение и не загнать свободно развивавшуюся на протяжении десятилетия отрасль в рамки административных ограничений.