Network World, США

Для большинства предприятий характерна значительная дистанция между теми, кто формирует требования к ИТ-операциям, и теми, кто разрабатывает приложения

Два наиболее популярных на сегодняшний день словечка в ИТ-отрасли — это ITIL и SOA. Библиотека лучшего опыта IT Infrastructure Library привлекает внимание как платформа управления, которая помогает ИТ-службам увеличить производительность и эффективность своей работы, а сервис-ориентированная архитектура Service-Oriented Architecture, SOA) становится привычным подходом для разработчиков программного обеспечения, которые хотят сделать свои системы более гибкими и дружественными для пользователей. Но несмотря на то, что две эти концепции дополняют друг друга, мало кому удается должным образом согласовывать между собой свои инициативы, связанные с ITIL и SOA.

Концепции ITIL и SOA далеко не новы, но сейчас они привлекают к себе все большее внимание. ITIL — это проверенный набор простых принципов формирования эффективных ИТ-процессов. ITIL включает в себя принципы формирования структуры и политик ИТ, а также пошаговые процедуры создания более демократичного и экономичного процесса управления ИТ для наиболее эффективного достижения бизнес-целей, стоящих перед предприятием. Основной принцип ITIL — ИТ должны служить предприятию, а не усложнять ему жизнь. Сервис-ориентированная архитектура придумана для того, чтобы добиться тех же целей посредством технических приемов, помогающих разработчикам проектировать приложения, которые в большей степени отвечают требованиям как отдельных пользователей, так и всего предприятия в целом.

Несмотря на то, что две эти концепции дополняют друг друга, мало кому удается должным образом согласовывать между собой свои инициативы, связанные с ITIL и SOA

Несмотря на общие цели и руководящие принципы ITIL и SOA, на многих предприятиях их буквально разделяет пропасть. Так происходит потому, что ряд фундаментальных проблем, которые порождают неэффективные ИТ-операции и негибкие бизнес-приложения, также становятся причиной краха многих инициатив, связанных с ITIL и SOA. Самое серьезное препятствие — психологическая дистанция и структурные барьеры между теми, кто формирует требования к ИТ-операциям, и теми, кто разрабатывает программное обеспечение. Упрощенно говоря, ИТ-служба занимается управлением операционной средой, а разработчики программного обеспечения сосредоточены на реализации новых функций своих приложений. Из-за того, что обе эти группы долгое время работали обособленно и зачастую даже в противовес друг другу, между ними сложилась атмосфера недоверия и настороженности, в силу чего им крайне сложно забыть о разногласиях и объединить усилия в достижении общей цели.

Все это приводит к возникновению еще одного препятствия на пути к успеху. Многие предприятия по-прежнему сохраняют те же структурные барьеры, которые мешали должной координации между эксплуатацией ИТ и разработкой программного обеспечения в прошлом, даже несмотря на то, что они предпринимают попытки адаптировать ITIL и SOA. Вместо использования этих инициатив для того, чтобы разрушить организационные барьеры, многие предприятия реализуют проекты, связанные с ITIL и SOA, изолированно друг от друга. При этом некоторые приходят к выводу, что независимые инициативы, связанные с ITIL и SOA, могут породить новые, еще более серьезные проблемы, когда, наконец, их решат объединить.

Ключ к успеху — максимально ранняя интеграция и согласование инициатив ITIL и SOA. Убедитесь, что в командах, занимающихся обоими проектами, есть как специалисты по ИТ-операциям, так и разработчики программного обеспечения. Создайте координационный комитет, который гарантирует, что общие цели и конкретные процедурные принципы этих проектов тесно взаимосвязаны. Кроме того, следует реализовать механизм непрерывных взаимодействий и генерации отчетов, необходимый для поддержки реальной совместной работы представителей двух лагерей.