Поправки к законодательству мало способствуют процветанию белорусской Internet-торговли

Вокруг темы развития электронной торговли в Белоруссии, на всех этапах ее эволюции, в заинтересованных кругах возникали острые дебаты. И если пять лет назад ключевым вопросом была оценка численного состава и платежеспособности аудитории белорусского сегмента Сети, а спустя пару лет предметом дискуссии стало развитие системы онлайновых электронных платежей, то в сентябре 2006 года на повестке дня возникла тема государственного регулирования деятельности Internet-магазинов.

Так, 8 сентября было принято постановление Совета министров № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет». В нем, в частности, сказано, что «в целях совершенствования механизма розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет» сайт субъекта торговли должен размещаться на серверах на территории страны, а доменные имена должны быть зарегистрированы в доменном адресном пространстве национального сегмента Сети.

Не регулирование, а ограничение

Постановление № 1161 вступает в силу через шесть месяцев после опубликования, в марте 2007 года. Оно, безусловно, добавит проблем игрокам рынка.

Например, по новым правилам магазин должен иметь доменное имя второго уровня в зоне .by. Ныне же более половины белорусских Internet-магазинов размещаются на двух торговых площадках — shop.by и shop.tut.by и потому имеют доменные имена третьего уровня. Юрий Зиссер, председатель совета директоров tut.by, указывает: «Руководители и специалисты shop.by и shop.tut.by целый год аргументированно пытались разъяснить представителям государственных органов бесполезность постановления… Однако, вопреки здравому смыслу, постановление все равно принято в практически неизменном виде».

По новым правилам белорусский Internet-магазин должен иметь доменное имя второго уровня в зоне .by. Ныне же более половины действующих на территории Белоруссии магазинов размещаются на двух торговых площадках — shop.by и shop.tut.by и потому имеют доменные имена третьего уровня

По его словам, постановление застало врасплох всех и, по слухам, даже Государственный центр безопасности информации при президенте Белоруссии, которому поручена выдача упоминавшихся свидетельств, обратился за разъяснениями в Совмин. Так что принятие документа приведет лишь к необходимости получить еще одно разрешение в дополнение к существующей лицензии Минторга на «розничную торговлю по каталогам» (эвфемизм для белорусской Internet-торговли). А повышения собираемости налогов не предвидится, поскольку Internet-торговцы как платили единый фиксированный налог, так и будут платить.

Михаил Дорошевич, руководитель проекта e-belarus.org (ресурс, информирующий о развитии сферы ИКТ в Белоруссии), также отмечает неадекватность данного постановления требованиям времени, подчеркивая, что ограничительный характер документа не способствует развитию электронной коммерции и постановление является свидетельством непонимания сути новой экономики в целом и электронной коммерции в частности.

Более оптимистично настроен Андрей Гриневич, директор книжного магазина oz.by (одного из старейших белорусских Internet-магазинов, работающего с 1999 года), который полагает, что постановление «возможно, даже цивилизует» электронную торговлю в стране. А необходимость заплатить за домен 190 тыс. рублей и внести дополнение в лицензию — не проблема для настоящего бизнесмена.

Кстати, стоит отметить также, что стоимость доменного имени (регистрация плюс год поддержки) в зоне .by в пять-шесть раз дороже, чем, скажем, в зонах .com, .org или .net.

Законотворчество

Если государство взялось за регулирование Internet-торговли, то какими законами оно может действительно способствовать ее развитию? Дорошевич считает, что не следует изобретать велосипед — выгоднее и проще изучить мировой опыт и попытаться гармонизировать белорусское законодательство с его учетом. И необходимо урегулировать ряд аспектов сетевой коммерции, в частности надо решить вопросы с электронной подписью (ныне действующий закон был принят еще в 2000 году), с защитой персональных данных (пока вообще законодательно не регулируется), ответственностью посредников, налогообложением, интеллектуальной собственностью.

Пока же в мае инспекция Министерства по налогам и сборам по Минску провела комплексную проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю через Internet, в ходе которой было выявлено, что значительная часть индивидуальных предпринимателей не уплачивает единый налог. После окончания проверки инспекция направила предложения по совершенствованию законодательной базы в этой области в отраслевое министерство. Так что, вероятно, не за горами появление очередных законодательных актов.