Компания TopS Business Integrator провела семинар, посвященный современным методам управления эффективностью предприятия

Основная идея семинара, организованного TopS BI, состояла в том, что автоматизированные системы поддержки принятия управленческих решений полезны любой компании — и в том случае, если она работает в условиях жесткой конкуренции, и в случае, если конкурентов в ближайшем пространстве не видно, а прибыльность бизнеса высока.

Подобные системы — их называют Corporate Performance Management — помогают ответить руководству компаний на многие насущные вопросы. Например, насколько эффективно ведется управление, с какой точностью анализируется прошлая деятельность и составляется прогноз на будущее, находятся ли в согласии действия руководства с общей стратегией роста компании, насколько мотивированы и удовлетворены сотрудники компании, насколько довольны клиенты.

По сути, CPM — это совокупность методологий, отраслевых моделей, метрик, процессов и систем для отслеживания управления эффективностью деятельности компании. Обычно центром решения CPM являются информационно-аналитические хранилища данных, а его функциональные блоки поддерживают: процессы управленческого моделирования и прогнозирования; процессы формирования управленческой и оперативно-аналитической отчетности в детализации по центрам ответственности, видам бизнеса, товарам и услугам, каналам продаж и регионам, клиентам и поставщикам, проектам и другим аналитическим измерениям; формирование консолидированной финансовой отчетности (по национальным стандартам, по МСФО, US GAAP); проведение оперативного анализа данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности; систему бюджетного управления компании; систему ключевых показателей эффективности деятельности компании на стратегическом и оперативном уровне управления; систему сбалансированных показателей на стратегическом и оперативном уровне управления.

Как правило, фактические данные CPM-система получает из «совокупности» систем класса ERP, внешних источников, других учетных систем, используемых на предприятии. По словам Михаила Александрова, заместителя директора практики информационно-аналитических систем TopS BI, если такие системы у заказчика уже имеются, то внедрение CPM-решений занимает максимум полгода. Но если данные приходится собирать фактически с нуля, то проект становится весьма масштабным и растягивается на заметно более долгий срок.

В качестве одного из примеров внедрения CPM-решения был приведен проект в компании Ингосстрах, которая имеет региональную сеть из 88 филиалов, 182 офисов и шести представительств, работающих в странах ближнего и дальнего зарубежья.

На первом этапе проекта стояла задача оптимизации процессов бюджетного управления с методологической точки зрения. Задачей второго этапа стало внедрение информационной системы поддержки процессов бюджетного управления.

В настоящее время CPM-система охватывает подразделения головного офиса и всю филиальную сеть Ингосстраха. С ее помощью оптимизировано распределение годового бюджета компании, а разработка политики ценообразования облегчена за счет организации планирования доходов и прибыли в разрезе продуктов, клиентов и каналов сбыта. Проводится мониторинг достижения стратегических и тактических целей компании.

По словам Михаила Белкина, ведущего консультанта практики информационно-аналитических систем TopS BI, система обеспечивает прогнозирование финансовой устойчивости компании, проверку отдельных показателей на соответствие нормативам Страхнадзора. На третьем этапе специалисты TopS BI разработали для заказчика информационную систему бюджетирования на основе продукта Oracle Financial Analyzer.