Юрий Студеникин, глава представительства BenQ Europe в России:

Мы стараемся опираться на оценки двух-трех агентств. И как показывает практика, их оценки иногда расходятся на 20-30%.

На наличие погрешности в аналитических отчетах влияют подчас противоречивые факторы. С одной стороны, как учит теория маркетинга, простейший путь в лидеры — убедить всех, что так оно и есть. Отсюда и желание игроков рынка преувеличить собственные заслуги. А если результаты продаж преувеличивает большинство или самые крупные игроки — вот вам и раздутые цифры в сумме по рынку. Но с другой стороны, имеется еще один фактор, вносящий погрешность, — временной. Ведь при оценке аналитики опираются обязательно на два источника — на данные вендора и на данные каналов продаж. Но поскольку вендор продает товар за границей и доставка подчас занимает месяц и более, а дистрибьютор продает здесь и сразу, то, скажем, сверять августовские продажи вендоров с августовскими продажами дистрибьюторов будет нелогично. Ведь те количества, которые вендор отгрузил в августе, скорее всего, дистрибьютор будет продавать только в сентябре. А если учитывать еще и складские остатки…

Павел Кузьменко, директор по маркетингу представительства компании Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ:

Проблема «излишнего оптимизма» при оценке рынка аналитиками существует. Если исключить банальные операционные ошибки при обработке данных (которые можно легко обнаружить, сравнив данные разных аналитиков), то рынок мобильных и настольных ПК завышается в зависимости от квартала года, на 10-25%. Во многом это происходит вследствие того, что отдельные участники рынка подают некорректные цифры, а аналитики не проверяют их через кросс-интервью и независимый анализ данных.

Глеб Мишин, главный представитель Acer в России и Казахстане:

Если говорить об оценках продаж международных производителей, то заявляемые количества достаточно точны, и не думаю, что погрешность в оценках их продаж заметно влияет на общую картину рынка. Однако, к сожалению, из-за методик, используемых аналитическими агентствами, особенно в оценках продаж российских производителей, возникают очевидные и достаточно существенные неточности. Так, если различные системы регулирования акционерных компаний, которыми являются мировые производители, не позволяют давать им неверные сведения, то российских производителей ничего не сдерживает, порой даже здравый смысл.

Роксана Янборисова, вице-президент OCS:

В силу специфики рынка и бизнеса в нашей стране — я имею в виду информационную закрытость — погрешность исследований составляет больше чем 15-20% в любую сторону. Аналитики не волшебники. И любой здравомыслящий человек, используя внешние аналитические данные, преломляет их через собственную оценку, основанную на совокупности собственных данных, опыта, знаний и, наконец, бизнес-чутья.

Сергей Алещенко, коммерческий директор компании Verysell Distribution:

За последние годы рынок ноутбуков в России, по данным аналитиков, значительно вырос. Что касается абсолютных показателей, то об их корректности судить сложно. Объем ИТ-отрасли России оценивается экспертами неоднозначно, и разброс в оценках подчас в разы. Такая ситуация объясняется несколькими факторами.

Все проводимые в нашей стране исследования того или иного сегмента ИТ-рынка опираются на финансовые показатели валовых продаж как производящих, так и дистрибьюторских компаний, а не на добавленную стоимость, как это делается во многих западных исследованиях. В нашей стране до сих пор нет единого классификатора отрасли ИКТ, таким образом, становится невозможно пользоваться данными государственной статистики. И последний, может быть, самый важный фактор — отсутствие информации об объемах продаж российских компаний.

Алексей Журавлев, директор по маркетингу компании Merlion:

Оценивать рынок поквартально для нас представляет некоторую проблему. Из-за больших сроков доставки товара трудно определять точные корреляции между объемом закупок у вендоров (sales-in) и объемами продаж дистрибьюторами (sales out), реальные объемы локального потребления.

В целом по году наши оценки рынка ноутбуков обычно близки к оценкам IDC и других аналитических агентств. Но вот по комплектующим, в особенности жестким дискам и процессорам, как показывает наш опыт, оценка рынка IDC оказывается завышенной. Скорее всего, это связано с неверной оценкой доли поставок в Россию неавторизованными реселлерами. Также свой вклад вносят неточности в отчетах российских и некоторых других ОЕМ-компаний. На основании завышенной цифры вендоры увеличивают планы российским партнерам, последние вынуждены для их выполнения осуществлять продажи на другие территории. Планы выполняются, отчеты продолжают завышаться — цикл замыкается.

Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу компании «Марвел»:

Многие вендоры из самых разных продуктовых ниш переоценивают емкость российского рынка. Помимо ноутбуков, я прежде всего хотел бы отметить рынок комплектующих и особенно процессоров. На протяжении многих лет мы, будучи дистрибьюторами компании Intel, получаем от нее крайне нереалистичные годовые и квартальные планы. Это же относится и к производителям мониторов, жестких дисков. Такая же ситуация наблюдается и по многим видам готовой продукции.

С чем это связано? Прежде всего, с агрессивной политикой вендора на нашем быстрорастущем рынке. Россия уже давно попала в число быстроразвивающихся стран, и каждый из известных производителей старается занять на этом рынке как можно большую долю. Для этого применяются самые разнообразные средства стимулирования как своих сотрудников, так и сотрудников дистрибьюторов (и других участников канала сбыта). Поставить завышенные планы, «втолкнуть» как можно больше продукции (ссылаясь при этом на чьи-то оценки нашего рынка) — это стандартные приемы, используемые очень многими известными производителями.

Владимир Шибанов, вице-президент компании «Аквариус»:

Возможно, именно тот факт, что для оценки российского рынка ИТ применяется такая же методика, что и в других странах, и служит причиной некоторого несоответствия аналитических данных реальному положению дел. Расхождение есть, и мы можем его наблюдать, в частности, в рейтинговых таблицах, эти цифры зачастую отличаются от реальных, что приводит нас в замешательство. Возможно, дело и не в методике, а в самой специфике российского бизнеса, реально просчитать и проанализировать который извне довольно сложно.