Computerworld, США

Грамотные руководители ИТ-служб предпочитают в спокойной обстановке изучить складывающиеся тенденции и тщательно поразмыслить, прежде чем с головой бросаться в мутные потоки непроверенной информации, порожденные мощной рекламой и истосковавшимися по шумихе аналитиками
Торнтон Мэй — консультант по управлению и аналитик. Электронную почту ему можно направлять по адресу thorntonamay@aol.com

Еще совсем недавно инициативы ERP считались символом недополученных клиентами ценностей. Представители практически всех отраслей то и дело выступали с обвинениями, а руководители ИТ-служб жаловались на дополнительные затраты времени и денег, а также на болезненность процесса внедрения и ввода в эксплуатацию систем ERP.

Ужасные истории время от времени звучат и сегодня, но в большинстве случаев к разработчикам систем ERP уже не предъявляется серьезных претензий. Зато карьерные ожидания специалистов все чаще разбиваются об инструментальные панели ИТ-систем.

Тема управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) не сходит со страниц деловых изданий, она становится предметом конференций, ею пронизаны электронные бюллетени новостей и пафосные книги, которые выпускаются «соавторами звезд», работающих в компаниях-поставщиках соответствующих систем. Создаются специализированные исследовательские центры, которые должны систематизировать и распространять знания о BPM. Все это свидетельствует о том, что управление бизнес-процессами развивается очень быстрыми темпами.

Но прежде чем бежать оформлять подписку на аналитические материалы Gartner, Forrester и Robert Frances Group или приниматься гадать на кофейной гуще, куда потратить деньги, выделенные на управление бизнес-процессами, стоит остановиться на минутку, глубоко вздохнуть и крепко задуматься о том, стоит ли вообще тратить эти деньги? Оцените сумму отдачи от подобных предложений. Грамотные руководители ИТ-служб предпочитают в спокойной обстановке изучить складывающиеся тенденции и тщательно поразмыслить, прежде чем с головой бросаться в мутные потоки непроверенной информации, порожденные мощной рекламой и истосковавшимися по шумихе аналитиками.

Рекомендации экспертов подводят нас к выводу о том, что, перед тем как потратить на системы BPM хотя бы копейку, надо задать себе следующие четыре вопроса:

  • Нужна ли вашей компании правда?
  • Будут ли искренни сотрудники?
  • Какова вероятность, что в систему попадет именно правдивая информация?
  • Станете ли вы вести себя по-другому, если окажется, что ваши действия противоречат истинному положению дел?

А теперь позвольте привести довольно неожиданный факт, о котором мало кто знает. Если проанализировать информационные компоненты критически важных бизнес-процессов, окажется, что подавляющее большинство решений в бизнесе сегодня принимается на основе слухов, интуиции и под влиянием собственных амбиций.

Да, мы живем в эпоху весьма неустойчивой экономики. Да, пройдет еще 15 лет, и каждая молекула на этой планете сможет получить индивидуальный IP-адрес. А между тем нам по-прежнему приходится строить предположения и делать выводы, прислушиваясь к неровному биению сердца экономики. Вот почему внедрение механизмов управления бизнес-процессами приобретает очень большое значение. Оно знаменует собой завершение первого этапа всеобщего перехода к построению мира, основанного на фактах.

Со стороны мы видим крупную, растущую быстрыми темпами экосистему BPM, которая с помощью соответствующих капиталовложений превращается в хорошо документированные (но редко отличающиеся хорошей реализацией) средства, позволяющие высшему руководству находиться в курсе событий и держать ситуацию под контролем. Многие поставщики систем BPM и специалисты в данной области утверждают, что эта цель уже достигнута.

Но не спешите. Специалистам по метрологии хорошо известно высказывание: «Толстые ненавидят весы, а глупые не любят тесты». Поэтому на самом деле вопрос заключается в том, действительно ли руководители хотят хорошо знать обстановку? Истории известно множество примеров руководителей, которые при принятии решений преднамеренно и вполне осознанно игнорировали факты.

С точки зрения наук о человеке культура отношения людей к истине и к сбору достоверной информации еще требует изучения.

В 1929 году новый госсекретарь Генри Стимсон урезал финансирование разведывательных служб, заявив, что джентльменам не пристало читать чужие письма. Студенты, проходящие гендерный анализ, любят приводить результаты исследования одной страховой компании, аналитики которой выяснили, что водители-мужчины в Великобритании ежегодно теряют 6 млн. часов своего времени из-за упрямого нежелания спросить дорогу.

В ближайшие несколько месяцев специалисты академии намерены изучить реальное положение дел в области управления бизнес-процессами.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями