Computerworld, США

Благодаря своему удобству и потенциальной экономии расходов Skype и другие общедоступные телефонные одноранговые сети, ориентированные на требования пользователей, постепенно завоевывают популярность на предприятиях, радуя одних и разочаровывая других

Два года назад Марк Эр и несколько его коллег начали использовать Skype для связи находящейся в Денвере штаб-квартиры компании Proxima Technology с офисами филиалов, расположенными в Сиднее (Австралия) и Виндзоре (Англия). «Я несколько часов в день разговариваю с Сиднеем», — пояснил Эр, директор по маркетингу компании Proxima, выпускающей программное обеспечение, в штате которой состоит около 70 сотрудников. Программное обеспечение IP-телефонии компании Skype выполняет маршрутизацию звонков по Internet, обеспечивая тем самым высокое качество передачи голоса и поддержку голосовых конференций, причем все это бесплатно.

Вскоре после внедрения Skype в компании начали использовать ее и для внутренних телефонных переговоров. «Это определило отношение к системе и остальных сотрудников компании», — отметил Эр. Сейчас Skype в основном применяется для внутрикорпоративных звонков. Кроме того, Skype позволила Proxima отложить запланированный перевод своей внутренней телефонной системы на IP.

Благодаря своему удобству и потенциальной экономии расходов, Skype и другие общедоступные телефонные одноранговые сети, ориентированные на требования пользователей, постепенно завоевывают популярность на предприятиях, радуя одних и разочаровывая других. Несмотря на то, что такие общедоступные телефонные сети позволяют сократить затраты, при этом приходится решать непростые задачи, связанные с управлением, выполнением требований законодательства и организацией защиты.

Skype одной из первых вышла на рынок IP-телефонии. Она традиционно предлагает высокое качество передачи голоса, хотя конкуренция на рынке постоянно усиливается.

Причем необходимо это делать быстро. Как это было с сервисами мгновенной передачи сообщений, одноранговые сети IP-телефонии завоевывают популярность у потребителей, которые все чаще используют такие программы на работе. «Сервисы, подобные Skype, действительно получают широкое распространение на предприятиях, и применяются во многом с той же целью, что и сервисы мгновенной передачи сообщений несколько лет назад», — считает Ирвин Лазар, аналитик компании Burton Group. Сейчас, по словам Уилла Стофеги, аналитика IDC, почти 30% клиентов Skype используют этот сервис для деловых звонков.

Skype и программы, подобные Microsoft Live Messenger и Yahoo Messenger With Voice, сочетают возможности мгновенной передачи сообщений и пересылки файлов с функциями голосовых и видеоконференций, объединяя их во внутренний программный клиент на настольной системе. Большинство программ могут связываться только с пользователями, которые работают с тем же клиентом, хотя некоторые, такие как Gizmo, поддерживают более широкий список программ.

Преимущества одноранговых сетей IP-телефонии, по словам Стофеги, не сводятся только к сокращению расходов. «Для пользователей важна экономия денег, но для компании главный интерес заключается в том, что она внедряет приложение, инструментарий, способный увеличивать эффективность бизнес-процессов», — подчеркнул Стофега.

Например, Питер Дут из компании U.S. Robotics, отметил, что сотрудники компании используют Skype для связи из дома с офисами за рубежом в различных часовых поясах. «Вам не нужно находиться в офисе для того, чтобы сделать звонок с помощью Skype», — подчеркнул он. Компания, которая продает Skype-совместимые телефонные аппараты, формально поддерживает звонки по одноранговой сети и даже включает клиент Skype в состав своего базового образа настольной системы.

Однако применение Skype в компании U.S. Robotics не ограничивается только звонками между офисами. Дут создал один Skype ID для поддержки звонков и использует SkypeOut для передачи входящих звонков с этого ID на обычный номер общедоступной коммутируемой сети в контакт-центре. Маршрутизация звонков в контакт-центр через коммутируемую сеть позволяет регистрировать звонки через Skype и записывать их точно так же, как и любой другой входящий звонок. «Инфраструктура, которую я создал для этого контакт-центра, все это поддерживает. Точно так же, как и при звонках по обычной телефонной линии», — заметил Дут.

Сотрудники Proxima тоже отдают предпочтение звонкам по одноранговой сети, чтобы избежать больших расходов на телефонные переговоры во время командировок. Пользователи делают звонки через свои мобильные компьютеры и не платят большие деньги за междугородние звонки и за роуминг в сотовых сетях, особенно во время длительного пребывания за рубежом.

Мартин Вилер, директор по операциям компании Terremark Worldwide, провайдера сетевой связи, заметил, что удаленные пользователи все чаще звонят через такие сервисы, как Google Talk или Skype.

Вилер считает, что звонки по одноранговым сетям могут негативно повлиять на безопасность. «Такие сети очень удобны для пользователей. Но со стороны компании они требуют тщательного контроля. Кроме того, они увеличивают бизнес-риск», — заметил он.

Однако не стоит преувеличивать степень угрозы, создаваемой системами, подобными Skype. «Если изъяны защиты легко обнаружить, то кто-нибудь давно уже сообразил, как ими можно воспользоваться», — заметил Лазар.

В конце концов, как считает Лазар, интегрированные клиенты на предприятиях станут повсеместными. Например, такие продукты, как Avaya Converged Communication Server и Microsoft Office Communications Server 2007, запланированные на будущий год, предоставят для выполнения внутренних звонков сервисы, аналогичные возможностям Skype. Однако такие продукты, как правило, не будут работать с общедоступными одноранговыми системами, подобными Skype.

С ростом популярности унифицированного клиента как средства связи внутри предприятия, пользователи выиграют от возможности получать информацию о присутствии абонентов при звонках с помощью IP-телефонии. Как это было и в случае с системами мгновенной передачи сообщений, администраторы могут столкнуться с перспективой иметь два интегрированных коммуникационных клиента на настольных системах пользователей — частный для внутреннего использования и общедоступный для бесплатных звонков по одноранговой сети за пределы компании. В конце концов, как считает Лазар, клиенты для внутреннего использования могут обеспечить определенный уровень федеративности с общедоступными одноранговыми сервисами, подобными Skype. А между тем, одноранговые сервисы IP-телефонии по-прежнему будут завоевывать популярность, особенно в тех организациях, которые пока не перешли на IP-телефонию, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса, где действуют менее жесткий аудит и контроль.

Преимущества слишком очевидны, чтобы пользователи игнорировали такую возможность. «Это дешевое, простое приложение, которое имеет все необходимые функции», — уверен Стофега.