В конце августа по инициативе АП КИТ в Твери состоялась научно-практическая конференция, посвященная проблемам обучения

В последние годы на отечественном рынке ощущается острая нехватка ИТ-кадров. Миграция уже сложившихся специалистов из компании в компанию проблему не решает, а с притоком кадров из высших учебных заведений далеко не все обстоит благополучно.

Дмитрий Зеленин, губернатор Тверской области отметил, что ситуация представляется противоречивой: с одной стороны, остается значительное число невостребованных выпускников системы профессионального образования, а с другой — существует реальная нехватка профессиональных кадров.

«Это несоответствие усугубляется стремительными темпами развития ИТ, без использования которых невозможно сегодня говорить о развитии в любой экономической и социальной сфере, — подчеркнул Зеленин. — Отдельная тема — профессионально-техническое образование. Оно находится в сложном положении. Государство постепенно уходит из этой сферы, а бизнес еще не пришел».

Не только количество, но и качество молодых специалистов зависит от уровня финансирования. По данным Александра Гоголя, ректора СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, в США на обучение одного студента в год затрачивается 1 млн. долл.

«Если в России на обучение студента в год будет направляться сумма хотя бы в 100 раз меньшая, это способно положительно повлиять на качество обучения», — полагает он.

Олег Бяхов, директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ, отметил, что партнерство государства, бизнеса и образования — важный фактор развития страны

Положение дел усугубляется низкими зарплатами преподавателей, о чем говорится практически на всех конференциях последних лет, посвященных проблемам образования. Есть и проблемы с подготовкой преподавателей. А также с законодательными аспектами взаимодействия учебных и бизнес-структур. Так, по словам Светланы Диго из компании «1С», если программное обеспечение или вычислительная техника дарится вузу, последний должен заплатить НДС, исчисляемый от реальной стоимости подарка. Сильна и вузовская бюрократия, согласование вопросов относительно создания специализированных курсов тянется годами — интерес компаний намного превышает интерес вузов.

По мнению Зеленина, в качестве возможных совместных направлений деятельности образования и бизнеса могут выступить: реализация образовательными учреждениями программ подготовки специалистов по запросам бизнеса; создание с участием государства объединений работодателей — образовательного и профессионального сообществ для независимой оценки качества образования; реализация проектов создания новых технологий; разработка нового поколения образовательных стандартов, а также разработка механизмов осуществления частных инвестиций в образовательные учреждения.

В принципе, практически по каждому из перечисленных направлений уже ведется определенная работа. Так, в ряде вузов с помощью вендоров и их партнеров готовят специалистов по работе с продуктами Microsoft, SAP, CA, IBM, «1С» и др. Сергей Белов, представитель IBM, объявил о новой инициативе корпорации — открытии интернатуры, где будет проводиться дополнительное специализированное обучение будущих специалистов.

«Важно, что в дополнение к соответствующей квалификации молодые люди смогут получить глобальный взгляд на развитие мировой ИТ-культуры», — прокомментировал данный проект Валентин Макаров, глава ассоциации «Руссофт».

Достаточно успешно идет проект корпорации Intel по переподготовке российских преподавателей, а также проекты по организации детского дополнительного образования. В Тверской области такого рода деятельность ведется в учебном центре компании «Андреев Софт» — «Страна КОМПЬЮТЕРиЯ» на базе летнего детского лагеря отдыха.

Сегодня особенно актуален вопрос независимой оценки качества образования. Представители «Руссофта» уже работают над созданием соответствующей методики. В связи с этим Макаров отметил целесообразность рейтингования вузов по качеству подготовки ИТ-специалистов, невзирая на сопротивление образовательных учреждений и госструктур.

В МГУ, по словам представителя вуза Владимира Сухомлина, продолжаются работы по созданию отечественного стандарта ИТ-образования на степень бакалавра. Для лучшего взаимодействия с Министерством образования Сухомлин предложил возродить опыт «советов по направлениям», которые эффективно работали в прошлые времена.

Одним из примеров взаимодействия образования, бизнеса и государства является проект создания технопарка на 10 тыс. рабочих мест при СПбГУТ. Стоимость проекта составляет порядка 0,5 млрд. долл. 12% финансирования будет осуществляться из бюджета Санкт-Петербурга, 16% — из федерального бюджета, остальное — деньги частных инвесторов. По словам представителей университета, средства на строительство уже собраны, ожидается только поступление денег из федерального бюджета. Его строительство должно начаться уже в 2007 году. Впрочем, относительно целесообразности этого проекта существуют и другие мнения (см. Computerworld Россия, № 17, 2006, «На пустыре»).

Олег Бяхов, директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи РФ, отметил, что партнерство государства, бизнеса и образования — важный фактор развития страны. Для страны важна интеграция в мировую экономику, узнаваемость брэнда. Этому будет способствовать, в частности, инициатива МЭРТ по стимулированию экспорта, в частности создание Федерального агентства по экспорту программного обеспечения. Немалые надежды возлагаются и на развитие технопарков.