Computerworld, США

Учитесь расслабляться, погружайтесь в размышления, выполняйте дыхательные упражнения, соблюдайте обряды, предписываемые исповедуемой вами религией, — все это поможет вам эффективно справиться со стрессом
Уильям Кросс: «Чем выше уровень стресса у человека и чем дольше он находится в этом состоянии, тем более сильному риску подвергается его здоровье»

Директор ИТ-службы компании Seminole Electric Cooperative Уильям Кросс считает, что его подчиненные, которым по роду своей деятельности очень часто приходится сталкиваться с внезапно возникающими проблемами и реагировать на них с оперативностью службы скорой помощи, в очень большой степени подвержены стрессам. Впервые Кросс заинтересовался этой темой более 20 лет назад, посетив семинар по управлению стрессами. Его диссертация была посвящена изучению вопросов, связанных со стрессами, вызванными программированием.

Помимо руководства ИТ-службой, Уильям Кросс принимает активное участие в работе группы пользователей IBM Share и проводит семинары, посвященные уменьшению воздействия стрессов.

Почему профессии, связанные с информационными технологиями, относятся к числу стрессовых?

Одна из главных причин состоит в том, что мы тесно связаны с компьютерами, которым, в отличие от людей, не свойственно ошибаться, а значит, в возникающих ошибках, судя по всему, виноваты мы сами. К тому же людям свойственно стремление угодить другим, и это заставляет ИТ-специалистов уделять работе больше времени и относиться к выполнению своих обязанностей более серьезно по сравнению с представителями других групп.

Можно ли говорить о всеобщей подверженности стрессам или же в сфере ИТ есть занятия, где опасность получения стресса относительно невелика?

Конечно, в этом смысле специальности отличаются друг от друга. Существуют профессии, для которых характерен более высокий уровень стрессов. Многое зависит и от того, как человек относится к своей работе. В некоторых областях, связанных, к примеру, с технической поддержкой, общий уровень стрессов оказывается выше, чем, скажем, у людей, занимающихся планированием или обслуживающих компьютеры. Но каждой профессии присущи свои стрессовые ситуации.

Привлекает ли ИТ-отрасль людей, которым нравится преодолевать стрессы?

Думаю, да. На мой взгляд, это одна из причин, побуждающих нас выбрать себе занятие именно такого рода.

Какими характерными личными качествами обладают ИТ-специалисты?

К двум наиболее распространенным я бы отнес жажду признания и самый низкий уровень социализации по сравнению с представителями любой другой группы. Ну и почти всем ИТ-специалистам присуще соревновательное поведение.

Может быть, стрессы возникают вследствие недостаточных навыков общения?

Это одна из причин. В процессе общения с большинством других людей ИТ-специалисты чувствуют себя неуютно. Прибавьте сюда готовность придать компьютерам человеческие черты. Многие из нас разговаривают с компьютерами, как с людьми. Если вы относитесь к компьютеру таким образом и то же самое характерно для вашего начальника, то электронные письма можно рассматривать просто как альтернативную (и более приятную) форму общения.

Как вы выявляете у своих сотрудников признаки стресса и как определяете, что человек находится на грани эмоционального срыва?

Стрессовое состояние имеет свои проявления. Люди становятся эмоционально неустойчивыми. Они болезненно реагируют на всякие мелочи, которым в других обстоятельствах не придавали бы такого значения. Изменения в сроках могут вызвать кризисное состояние у тех, кто подвержен стрессам. Нужно следить за появлением таких признаков. Сотрудники начинают делать больше ошибок, хотя я не уверен, что это можно считать достаточно четким индикатором, потому что ошибки совершаются по самым разным причинам. Но люди, находящиеся в стрессовом состоянии, в меньшей степени сосредоточены на работе.

Что может сделать ИТ-руководитель для того, чтобы помочь сотруднику в стрессовой ситуации?

Руководитель должен чувствовать состояние подчиненных. Можно использовать методологию управления на основе всестороннего рассмотрения положения дел и выяснения обстоятельств, с которыми сталкиваются люди. Многие стрессовые ситуации не связаны непосредственно с работой. Полностью вывести сотрудника из стрессового состояния вы не в силах, но проявление участия может несколько смягчить ситуацию. Попробуйте дать людям время, для того чтобы они самостоятельно справились с причинами, вызвавшими стресс. Немаловажную роль играет и обеспечение нормальных условий труда. Иногда необходимо даже отправлять людей домой, чтобы они не засиживались подолгу на работе.

Насколько часто стрессы вызываются факторами, находящимися вне сферы влияния непосредственного начальника, скажем, выполнением работ аутсорсером?

Я изучал этот вопрос. И результаты оказались достаточно интересными. Примерно в 40% случаев стресс обусловлен профессиональными факторами, а в 60% вызван причинами, связанными с личной жизнью людей. Руководитель, конечно, может активнее влиять на причины, касающиеся работы. Их нельзя исключать, потому что всегда существуют сроки и определенные запросы клиентов. Но время от времени приходится сталкиваться и с вещами, которые с трудом поддаются прогнозированию, например с необоснованными требованиями со стороны клиентов. Можно привлечь исполнителей к определению целей и сроков или, по крайней мере, к участию в этом процессе, вместо того чтобы просто диктовать им условия. Один из наиболее эффективных способов урегулирования стрессовых ситуаций заключается в том, чтобы предоставить людям возможность непосредственно участвовать в процессе.

Как вести себя подчиненному, если его беспокоит подверженность стрессам, а начальник не уделяет этому вопросу серьезного внимания?

Можно просто откровенно поговорить с начальником, и, возможно, он отреагирует, если его, конечно, интересуют эти вопросы. Во многих организациях для оказания помощи сотрудникам реализуются специальные программы — люди могут обратиться к специалистам-психологам, причем никто в компании об этом не узнает. Одна из главных проблем, на мой взгляд, заключается в том, что у каждого человека свои причины для возникновения стрессовых ситуаций. Если у вас обнаружено серьезное заболевание, вы, вероятно, не станете рассказывать об этом коллегам по работе. У сотрудников ИТ-службы, как и у представителей любых других групп, возникают определенные сложности в общении с другими людьми, и во многих случаях проблемы ИТ-среды они ставят выше общения.

Какие риски возникают у сотрудников ИТ-службы, которые не предпринимают никаких усилий для снижения уровня стрессов?

Чем выше уровень стресса у человека и чем дольше он находится в этом состоянии, тем более сильному риску подвергается его здоровье. Если уровень стрессов у вас высок, вероятность возникновения серьезной болезни в ближайшие два года составляет 80%. А заболев, вы получите еще более сильный стресс и, возможно, вообще окажетесь не в состоянии выполнять свою работу.

А почему вы заинтересовались этой проблемой?

Много лет назад я посетил семинар по управлению стрессами. Человек, проводивший семинар, настолько напугал меня, что я пришел к выводу о необходимости установления контроля над уровнем стрессового состояния. Начав принимать необходимые меры, я заинтересовался темой управления стрессами и занимаюсь этими вопросами уже более 25 лет.

Скажите в двух словах, что должен делать ИТ-специалист для того, чтобы управлять уровнем своего стрессового состояния?

Рекомендации очень простые. Занимайтесь спортом. Это не означает, что вам нужно бежать марафон, но почаще ходите пешком, катайтесь на велосипеде, гуляйте с собакой. Учитесь расслабляться, погружайтесь в размышления, выполняйте дыхательные упражнения, соблюдайте обряды, предписываемые исповедуемой вами религией, — все это поможет вам эффективно справиться со стрессом.