Служба новостей IDG, Дублин

Когда-нибудь политики смогут определять результаты выборов еще до того, как они состоятся. И помочь им в этом должен исследовательский проект, посвященный изучению процессов социального взаимодействия.

Пять европейских университетов принимают участие в проекте New Ties. В его рамках предполагается создать миллионы «виртуальных людей» (т. е. компьютерных моделей человека) с последующим изучением их развития и взаимодействия.

У электронных людей нет имен, но им присущи четко определенные черты, описывающие пол, вероятную продолжительность жизни, рост, вес, особенности обмена веществ и т. д. Индивидуальные характеристики передаются по наследству; электронные люди обладают способностью к обучению и могут приобретать новые черты.

К настоящему времени в рамках проекта New Ties с помощью компьютера создано 2 тыс. искусственных индивидуумов.

«К настоящему времени с помощью компьютера создано 2 тыс. искусственных индивидуумов, — сообщил профессор голландского университета Врие Гус Эйбен, исполняющий обязанности руководителя проекта. — В будущем же нам предстоит создать распределенную вычислительную инфраструктуру с целью объединения миллионов виртуальных людей».

Ранее главный фокус исследования относился к области искусственного интеллекта, а вопросам коммуникаций в нем уделялось не так много внимания. Между тем результаты, полученные в ходе реализации нового проекта, могут найти применение в самых разных сферах. «В частности, на их основе можно было бы создавать коллективы роботов, — отметил Эйбен. — Сознание группы роботов должно формироваться таким образом, чтобы их поведение в целом отвечало заданным критериям».

Социологи, антропологи и политики могут воспользоваться результатами исследования для имитации реакции на различные события.

«Если бы система была развернута в более широком масштабе, она позволила бы создать неплохую имитационную модель Европы; возможно, нам не пришлось бы устраивать референдум по принятию европейской Конституции», — пошутил Эйбен.

Разработчикам компьютерных игр новая технология поможет создавать интеллектуальные типажи для дальнейшего изучения и адаптации.

«Если наделить модели интеллектуальными чертами, игры станут гораздо интереснее», — подчеркнул Эйбен.

Изучение процессов обучения и взаимодействия виртуальных людей осуществляется путем построения «деревьев решений», которые отражают их намерения. Деревья описывают приоритеты.

«Скажем, виртуальный человек может считать, что пища для него важнее секса, — пояснил Эйбен. — Исследователи наблюдают за тем, как люди изучают языки, вместе занимаются поиском и сохранением пищи, делят окружающих на друзей и врагов».

На реализацию проекта Еврокомиссия выделила университетам грант в размере 1,6 млн. евро. Работы, которые были начаты в сентябре 2004 года, планируется завершить в сентябре 2007-го.