Network World, США

Компания переориентирует свою стратегию на коммуникационное программное обеспечение
Avaya намерена увеличить стратегическую ценность голосовых приложений на базе IP, предоставив возможность независимым разработчикам и корпоративным пользователям интегрировать используемые ими бизнес-приложения с коммуникационным ПО, предлагаемым в виде Web-сервисов

Avaya переживает переходный период. За последний год компания сформулировала стратегию выпуска продуктов, ориентированную на программное обеспечение, поставив своей целью выйти за рамки рынка УАТС и утвердиться в мире сервис-ориентированных архитектур (Service-Oriented Architecture, SOA) и Web-сервисов.

Avaya намерена увеличить стратегическую ценность голосовых приложений на базе IP, предоставив возможность независимым разработчикам и корпоративным пользователям интегрировать используемые ими бизнес-приложения с коммуникационным программным обеспечением, предлагаемым в виде Web-сервисов.

«Мы разделили платформу IP-коммуникаций на приложения для телефонии, контакт-центров и коллективной работы, а также задались вопросом о том, какие программные компоненты могли бы быть полезными для разработчиков, которые могли бы динамически создавать и настраивать приложения и процессы», — подчеркнула Карин Машима, вице-президент Avaya по технологической стратегии. Компания выделяет 80-90% бюджета НИОКР на создание программного обеспечения. (В 2005 финансовом году этот бюджет составил 393 млн. долл.).

По словам Норы Фридман из IDC, Avaya — отнюдь не единственный производитель, принявший решение сделать разработку программного обеспечения приоритетным направлением своей деятельности. При этом, как отмечает Фридман, само по себе намерение превратиться из компании, выпускающей исключительно телекоммуникационные системы, в основного игрока рынка IP-телефонии еще не гарантирует успеха.

С момента своего образования в 2000 году Avaya стала одним из ведущих поставщиков телефонных систем, выпуская гибридные УАТС для предприятий, которые были тогда не готовы полностью отказаться от традиционных решений в пользу IP. Такая стратегия, согласно данным аналитиков Dell?Oro, позволила Avaya занять третье место среди производителей систем телефонии для предприятий вслед за Cisco и Nortel. В 2005 финансовом году оборот Avaya составил 5 млрд. долл. На долю программного обеспечения пришлось 33% продаж, при том что в 2002 году этот показатель равнялся 27%.

Больше всего Фридман интересует вопрос о том, в какой мере Avaya удастся согласовать переориентацию своей продуктовой стратегии на программное обеспечение с партнерами, на долю которых в 2005 году пришлось 51% продаж компании.

«Насколько готовы в каналах продаж к необходимым изменениям в технической поддержке, лицензировании и обновлении установленных систем? Если партнеры откажутся взять на себя выполнение этих задач, у Avaya возникнут серьезные проблемы; могут пострадать ее традиционные клиенты», — считает Фридман.

Анатомия интеллектуальных коммуникаций

В Avaya называют свою стратегию в области разработки программного обеспечения Intelligent Communications, утверждая, что она поддерживает создание «распределенной платформы коммуникаций реального времени, построенной на базе инфраструктуры IP-телефонии».

Для того чтобы помочь предприятиям в создании такой инфраструктуры, в Avaya планируют оформить типовые программные компоненты, предназначенные для построения различных коммуникационных решений, в виде Web-сервисов. Разработчики корпоративных приложений все активнее применяют Web-сервисы и инфраструктуру SOA; они могут использоваться и для развертывания коммуникационных приложений, например, для организации телеконференций.

В своих продуктах, включая программное обеспечение управления звонками Communications Manager и созданную на основе Eclipse среду разработки голосовых приложений самообслуживания Dialog Designe, компания предлагает интерфейсы Web-сервисов. В ближайшие три-пять лет в Avaya планируют, по словам Машимы, существенно расширить число модулей, оформленных в виде Web-сервисов.

Не менее важное значение имеет поддержка протокола Session Initiation Protocol. Этот протокол служит не только для обеспечения совместимости между IP-устройствами и серверами. Благодаря тому что SIP сохраняет информацию о местонахождении пользователей, он будет полезен, по мнению Машимы, при реализации приложений самообслуживания клиентов.

Avaya последовательно претворяет в жизнь свою стратегию. Сможет ли компания сохранить позиции одного из лидеров рынка, продолжая наращивать оборот за счет продаж коммуникационного программного обеспечения, будет зависеть, по мнению Херрелл, от того, удастся ли ей заинтересовать своими новыми предложениями нынешних клиентов, использующих как традиционные, так и IP-УАТС, а также центры обслуживания телефонных вызовов. По мере того как предприятия начинают все активнее применять Web-сервисы и сервис-ориентированные архитектуры, Avaya рассчитывает стать для них предпочтительным поставщиком коммуникационных решений.


Петерсон уходит

Дональд Петерсон, который возглавлял Avaya с 2000 года, когда она выделилась из состава корпорации Lucent Technologies, уходит с постов генерального директора и президента компании. Его преемником станет Луи Дамброзио, президент Avaya по глобальным продажам и маркетингу. Перестановки в руководстве Avaya последовали после того, как компания была вынуждена признать, что результаты очередного финансового квартала оказались намного скромнее, чем годом ранее; квартальная прибыль составила 44 млн. долл. (годом ранее она равнялась 194 млн. долл.). Оборот достиг 1,297 млрд. долл., увеличившись на 4,9%.

Компания Avaya — одно из главных действующих лиц в тех метаморфозах, которые происходят в сфере телекоммуникаций, когда обособленная сеть превращается в приложение стандартных, основанных на IP пакетных сетей. Компания выпускает телефоны, серверы, программное обеспечение и другие продукты для IP-коммуникаций. Конкурентами Avaya в стремительно развивающемся сегменте IP-коммуникаций являются такие компании, как Cisco Systems, Nortel Networks, а с недавних пор и Microsoft.

42летний Дамброзио пришел в Avaya в 2002 году из корпорации IBM, где он в течение 16 лет работал в отделах программного обеспечения, продаж и маркетинга, а затем в IBM Global Services. Любопытно, что свою карьеру он начинал в корпорации AT&T, из которой в свое время выделилась Lucent, а из той, в свою очередь, Avaya. Петерсон, которому исполнилось 56 лет, в момент образования Avaya работал финансовым директором Lucent.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями