Совет безопасности РФ готовится принять стратегию развития информационного общества

Министерство информационных технологий и связи совместно с Центром развития информационного общества (РИО-Центр) подвели первые итоги общественного обсуждения проекта «Стратегии развития информационного общества в России». Ожидается, что в конце года он будет принят Советом безопасности РФ.

Как сказано в актуальной версии документа, стратегия предназначена для использования при подготовке концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, определяющих цели, принципы и направления деятельности государственных органов и негосударственных организаций по решению проблем интенсификации постиндустриального развития России.

Олег Бяхов ожидает выхода новых поручений президента в области ИКТ после утверждения стратегии Советом безопасности РФ

В документе дается краткий обзор текущего состояния развития информационного общества в России, устанавливаются его принципы и цели, включая перечень основных меро?приятий, необходимых для достижения провозглашенных целей. Наконец, в проекте стратегии приводятся контрольные показатели распространения информационных технологий, на которые наша страна должна выйти к 2015 году. В частности, к этому времени доля добавленной стоимости видов деятельности, связанных с внедрением наукоемких технологий, составит 12%, а объем экспорта ИКТ-продукции — превысит 8%.

Читая документ, сложно определить, что конкретно сделает государство для достижения названных показателей. Даже в наиболее конкретизированных его частях перечень мер намечен «широкими мазками» — например, «стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества» или «создание условий для обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Подобная размытость формулировок говорит о том, что стратегия, принятая на высшем политическом уровне, лишь задаст вектор развития, которому должны будут следовать государственные органы.

Работа над стратегией, в которой принимают участие РИО-Центр, международные эксперты, члены Российской академии наук и участники ИТ-рынка, ведется уже на протяжении трех лет. В середине прошлого года проект приобрел завершенную форму и поступил в аппарат Совета безопасности. Оттуда он был отправлен на согласование заинтересованных органов власти, а позже — президенту, поручившему провести его общественное обсуждение, после которого Совбез должен окончательно его утвердить.

Первым результатом принятия документа, по словам директора Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи России Олега Бяхова, станет «целый ряд поручений» президента России, а также «ряд обязательств органов власти». Например, правительство должно будет публиковать ежегодный отчет, отражающий ход развития информационного общества в стране.

Общественное обсуждение для Центрального федерального округа прошло 21 июня в Дубне, для Поволжского федерального округа — 29 июня в Самаре. На момент подведения первых итогов было запланировано еще пять круглых столов — по одному в каждом из федеральных округов. Поручение президента выполняют его полномочные представители в округах.

Помимо самой стратегии на каждом из таких заседаний проходит обсуждение «индексов электронной готовности» регионов округа, которые РИО-Центр подготовил в конце прошлого года. К новому году Мининформсвязи разослало этот отчет губернаторам, и оказалось, что они проявили к нему большой интерес.

Что касается соответствующих индексов Российской Федерации, которые рассчитываются различными международными организациями, то с ними есть определенные проблемы. Так, весной этого года Всемирный экономический форум опубликовал очередной «индекс информационной готовности», который оценивает способность страны использовать достижения ИКТ в собственном развитии и повышении своей конкурентоспособности. В нем Россия оказалась на 72 месте в компании таких стран, как Пакистан, Индонезия, Коста-Рика, Филиппины, Аргентина, Тринидад и Тобаго, Вьетнам, Марокко, Намибия. При этом по сравнению с рейтингом предыдущего года наша страна потеряла десять позиций.

В министерстве эту проблему осознают, однако, поделать ничего не могут. Индекс состоит из множества параметров. По словам Бяхова, по таким составляющим, как развитие человеческого капитала и качество образования у России, «достаточно прочные позиции», имеется положительная динамика развития инфраструктуры в стране. В то же время такие показатели, как степень готовности макроэкономической среды, институциональные факторы развития, степень независимости действующей системы судопроизводства, не дотягивают до приемлемого уровня. «Получается, что в целом рейтинг падает в силу того, что недостает развития социальной и общественно-политической составляющей», — отметил он.

Одно из предложений, которое поступило в ходе общественного обсуждения стратегии и из Дубны, и из Самары заключается в законодательном закреплении бюджетного норматива на развитие ИКТ. Бяхов привел статистику международных аналитиков, согласно которой страна, тратящая на развитие ИКТ 1% своего валового внутреннего продукта, может поддерживать инфраструктуру на текущем уровне. При увеличении расходов до 2% от ВВП через пять-шесть лет возможен переход страны на новый качественный уровень. По его мнению, нам для ускоренного развития нужно тратить больше, чем эти 2% от ВВП. 


Законодательный отчет

В ходе очередного заседании Совета Федерации, которое состоялось 7 июля, в рамках «правительственного часа» перед сенаторами выступил министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Его доклад был посвящен ходу реализации закона «О связи».

Министр остановился на статистике отрасли, приведя уже озвученные ранее показатели телефонизации страны по итогам 2005 года (30 телефонов на 100 жителей), отметил почти 15-кратный рост проникновения мобильной связи за последние пять лет.

По словам Реймана, принятый в 2003 году закон о связи устранил лишние барьеры для участников рынка. Число лицензируемых видов деятельности сократилось, при этом количество выдаваемых лицензий начало расти после фактической остановки их выдачи в связи с административной реформой. Так, в 2003 году в области связи было выдано 5789 лицензий, за десять месяцев 2005 года — 7000 лицензий, а за первое полугодие 2006 года уже более 4 тыс. лицензий. При этом акцент смещается в сторону новых технологий. Три из пяти выдаваемых лицензий предназначены для оказания телематических услуг и услуг по передаче данных.

Новый закон впервые ввел понятие универсальной услуги связи. В настоящий момент в рамках реализации этой услуги идет установка таксофонов в Дальневосточном федеральном округе. В целом же проведено 76 конкурсов в 38 субъектах федерации (один конкурс на предоставление услуг таксофонной связи, другой — услуг пункта коллективного доступа к Internet).

«Обстановка с телефонизацией на селе продолжает оставаться наиболее тяжелой», — отметил Рейман. Но и там уровень проникновения растет. В 2005 году он составил 13,5 телефонов на 100 жителей (годом ранее — 12,5 телефонов на 100 человек).

Одновременно с министром посредством видеоконференц-связи перед сенаторами выступил губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Он сообщил, что в этом году 11 тыс. абонентов фиксированной связи в сельской местности отказались от ее дальнейшего применения в пользу мобильной. Кроме того, Россель высказался в поддержку скорейшего развертывания системы цифрового телевидения, которая позволила бы создать региональное радио, а также включить в программу кинопроката все областные дома культуры, транслируя в них фильмы из Екатеринбурга. А глава Республики Мордовия Николай Меркушин, выступавший по видеоконференц-связи после свердловского губернатора, пообещал, что система цифрового телевидения в его регионе будет полностью развернута до конца года.

Общаясь с министром, сенаторы спрашивали его о подготовке подзаконных актов к закону «О связи», вводе платы за звонки на мобильные телефоны с городских, виртуальных операторов связи, доле отечественного оборудования на сети связи (в 2000 году она не превышала 10%, а в 2005 — преодолела отметку в 40%). Также был задан вопрос о том, почему счета операторов связи выставляются в долларах.

Рейман приехал к сенаторам почти сразу после командировки в Лондон, где он встречался с потенциальными инвесторами целевого фонда, который Мининформсвязи пытается создать уже в течение года. Неделей ранее учредительные документы фонда были согласованы с Министерством экономического развития и торговли, что фактически зажгло зеленый свет для их финального утверждения Правительством.

После выхода соответствующего постановления Правительства будут сформированы органы управления. Турне для привлечения инвесторов может состояться в сентябре этого года, после которого фонд и будет сформирован. «Я думаю, что реально фонд может заработать в начале следующего года», — сказал министр.