QAD предлагает российским автостроителям ERP-решения, но поможет ли им это в конкурентной борьбе?

На состоявшейся в Москве отраслевой конференции «QAD. Бережливое производство для автомобильной отрасли России» компания QAD, разработчик производственной ERP-системы QAD GXE (ранее известной как MFG/PRO), представила свое решение автопромышленным и машиностроительным предприятиям России и СНГ. Речь на конференции также велась о концепции «бережливого производства» (lean manufacturing) и способах ее реализации в QAD GXE.

Решение QAD для автомобильной промышленности используется такими компаниями, как Ford Motors, Volvo, Volkswagen, Honda, Yamaha, Deawoo, Subaru. В России оно внедрено на УАЗе?. В числе его преимуществ QAD (со ссылкой на исследования META Group) отмечает низкую общую стоимость владения, легкость в установке и высокую надежность — за счет того, что QAD выпускает решения для вертикальных рынков (в том числе автомобильного) и не стремится создать универсальное ERP-решение.

Концепция «бережливого производства» стала актуальна для современной промыш?ленности в связи с тенденциями расширения на Восток рынков, важных для западных производителей. В свою очередь, все больше промышленников из Японии и Южной Кореи идут на Запад. Кроме того, рынок OEM-производителей смещается по направлению к Китаю и странам Юго-Восточной Азии, и цепи поставок удлиняются географически. Конкуренция заставляет автостроителей снижать затраты. Что приводит к необходимости делать прозрачными производство и цепи поставок: задействовать меньше рабочей силы и работать в «реальном времени».

Ключевой сменой парадигм здесь является переход от подхода push («толкать») к подходу pull («тянуть»), то есть от плановых поставок на склады, исходя из прогнозов спроса, к поставкам по требованию. Для оценки эффективности работ используются ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicator, KPI). Директор по работе с автомобильной отраслью QAD Терри Оника числит поддержку концепции «бережливого производства» в наборе основных преимуществ своей ERP-системы.

На Ульяновском автозаводе эта система была внедрена в рамках ведения нормативно-справочной информации по материальным потокам, контроля складских запасов, закупок, управления и планирования производством, а также контроля качества. На внедрение ушло около 13 месяцев. Одним из преимуществ, отмеченных ульяновцами, стала низкая стоимость владения системы, в частности ее неприхотливость к характеристикам компьютеров и сетей.

Связь между высококонкурентным мировым рынком автостроения и российской, не столь современной автомобильной отраслью отметил на конференции директор по стратегическому развитию «Северсталь-Авто» Алексей Рахманов. По его мнению, отставание российской автопромышленности от мирового уровня приведет ее к закономерной потере рынков. Рахманов прогнозирует, что к 2010 году российский автомобильный рынок вырастет более чем на 50%, но рост этот будет распределен в пользу иностранных брэндов, и в первую очередь тех, кто откроет собственное производство в России, — только 38% рынка останется за «традиционными» российскими производителями. Введут ли они в ожидании худших времен технологии «бережливого производства», помогут ли те им — покажет время.